» »

Журова обучение грамоте подгот группа. задание «Раздели слово на слога». задание: Сколько слогов в слове

24.09.2019

Цель:

Продолжать знакомить детей со словом, упражнять в умении выделять слово, как самостоятельную смысловую единицу из потока слов.

Знакомить с составляющим строением слова, учить умению делать разделение слов на слоги, работать с составными схемами слов.

Формировать навыки проведения звукового анализа слов, пользуясь соответствующими карточками - фишками.

Развивать умение ориентироваться в составляющей структуре слов. Упражнять в умении подбирать слова с заданным составом.

Учить дошкольников выделять предложения из потока речи, определять количество слов в предложении, их место (первое, второе, третье).

Продолжать учить составлять предложения по сюжетным рисункам и графическими схемами (из двух, трех слов). Активизировать умение строить предложения разного типа (повествовательные, восклицательные, вопросительные)

Формировать представление о том, что звуки мы слышим и произносим, ​​буквы видим, читаем, пишем. Учить различать на слух звуки, выделять их, определять, на каком месте находится соответствующий звук в слове.

Закреплять умение детей выделять начальный звук в слове. Различать гласные и согласные звуки, правильно показать схематический образ звука, определять твердые и мягкие согласные звуки в слове.

Совершенствовать артикуляцию звуков, дифференциацию сходных по звучанию звуков.

Развивать связную речь у детей , зрительную память, рассуждение, внимание, мышление воображение, интерес к обучению грамоте.

Способствовать развитию культуры общения: умение слушать других детей, отвечать, спокойно дополнять ответы.

Развивать бережное отношение к глазам как к органу зрения.

Развивать способность эмоционально отзываться на ситуацию

Воспитывать у детей активную жизненную позицию.

Материал: компьютер, проектор, мультфильм «Баба - Яга и потерянные буквы», компьютер, проектор, дидактические игры: «Составь предложение», «Кто в домике живет», «Кто внимательный», «Какое слово спряталось?», «Не ошибись»; набор цифр, красные и зеленые фишки, корзина.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Воспитатель:

Вот и пришла опять зима

Наступили холода.

С неба падают снежинки

И на речке снова льдинки.

Рады, рады, что зима

Снова в гости к нам пришла.

Упражнение «Микрофон»

Нравится ли вам зима? Чем нравится? (Если нет, то чем не нравится).

Воспитатель. Надо о зиме нам рассказать.

Предложение будем с вами составлять.

Скажите, а что такое предложение? (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой) Да дети, - это несколько слов, которые дружат между собой. Скажите, что означает каждая полоска на схеме? Как пишем первое слово в предложении? Что ставим мы в конце предложения? Посмотрите на схему предложения, сколько здесь слов?

Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Воспитатель. Придумайте предложения по этой схеме. А так как сейчас на улице зима, пусть оно будет тематическим, о зиме. И помогут в этом наши подсказки.

_______ ______.

______ ______ ______.

______ ______ ______ ______.

А если я в конце предложения поставлю знак вопроса, каким станет предложение? (Вопросительным).

Произнесите предложение так, чтобы они стали вопросительными? (3-4 варианта ответа).

А если я поставлю в конце предложения восклицательный знак, каким станет предложение? (Знак)

Давайте посмотрим, что нам приготовила наша старая знакомая

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Зрительная гимнастика для глаз

Отдохнуть нам есть причина -

Отдых мы даем глазам!

Плотно глаза мы закрыли -

это один, два, три, четыре.

Шире глаза раскрываем,

Вдали что-то разглядываем

Опять глаза мы закрыли -

это один, два, три, четыре.

Затем шире раскрываем,

Вдали что-то разглядываем

Рассмотрели вдали,

Отдохнули глаза? Нет.

Вправо, влево посмотрели,

Чтобы глаза лучше отдохнули.

Затем глаза вращаем

Головой не качаем

Влево раз, два, три, четыре.

Вправо столько же повторили.

Посмотри на кончик носа,

Затем посмотри вдаль,

Глянь на соседа искоса.

Вправо, влево! Ну же! Ну!

Пальчики вы разотрите

И к глазам их приложите.

И слегка проведите

И занятия вновь начните!

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Я думаю, ежик без нас не справится с задачей, поможем ежику.

Дидактическое упражнение «Заколдованные слова»

(По первым буквам картинок дети составляют слово)

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Очень жаль буквы, что же с ними могло случиться (предположение детей)

Что мы можем сделать.

Дидактическая игра «Спасем букву»

Воспитатель. В словах живут (буквы, а в буквах (звуки) Но прежде, чем мы начнем спасать букву, давайте вспомним, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и говорим)

Какие бывают звуки? (Гласные, согласные, а звуки гласные, твердые и мягкие)

Звуки называются гласными почему? (Гласные звуки мы поем, воздух проходит свободно, не встречая препятствий.)

Звуки называются согласными почему? (Согласные звуки не поются, мешают зубы, губы и язык. А согласные звуки еще бывают - твердые и мягкие, звонкие и глухие) Я буду называть слова, а вы с помощью карточек определять, с какого звука они начинаются.

Дидактическая игра «Не ошибись»

Воспитатель называет слова, дети выделяют начальный звук и показывают соответствующую карточку.

Воспитатель. Клен, ива, антенна, молоко, оса, картофель, жук, арбуз, указка, игла, хвост, чай, ужин, экскаватор.

Дидактическая игра «Кто самый внимательный»

Воспитатель. Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ. Если я назову гласный звук, какую карточку вы покажете? Если я назову согласный звук?

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Звуковой анализ слов

Воспитатель. Фишки вы скорее берите и отгадку подскажите.

Имеет усы, пышный хвост и странную привычку:

Сначала хорошо он поест, потом умоет лицо.

Дети составляют звуковую модель слова-Кот.

Бывает облачком она, пушинкой бывает

Бывает как стекло хрупка и твердая -

Обычная скажите.... Вода

Зрелые вишни в саду и ягоды в лесу,

Теплые дни, красочные цветы,

Дарило щедрое... Лето

Дети составляют звуковую модель слова.

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Что надо делать мышатам, чтобы вырасти и стать сильными?

Давайте мы им покажем какие упражнения надо делать.

Физкультминутка «Буквы»

В старом дереве дупло.

Это домик буквы о.

(Дети делают круговые движения руками.)

Рядом с ней на суку

Примостилась буква У.

(Садятся на корточки.)

В гости к ним издалека

Прибежала буква А.

(Бегут на месте.)

Прилетела буква Я

На спине у воробья.

(Машут руками, как крыльями.)

Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут отдохнуть,

(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Чтобы нам буквы найти, надо выполнить задание

Упражнение «Подбери слово к схеме»

Воспитатель. Как же мышка справится без нас она же совсем маленькая.

Дидактическое упражнение «Какое слово спряталось?»

Ма - малина, мама, машина, Маша, мандарин, и т.д.

Воспитатель. А вот и домик бабушки

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Дидактическое упражнение «Молчание»

Воспитатель.

В молчанку станем играть,

Карточки с цифрами берите,

На слоги слова делите.

Воспитатель называет слово, а дети показывают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в слове.

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Дидактическая игра «Кто в домике живет»

Дети раскладывают картинки по домикам с номерами в зависимости от количества слогов в слове.

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Это мы хорошо умеем - помочь сумеем.

Дидактическое упражнение «Закончи слово»

Но-но-но - светит солнце в... .окно

Са-са-са-са - вот посмотри летит... оса

Ма-ма-ма - идет холодная... зима.

Ло-ло-ло - снегом землю..замело.

Ля-ля-ля стала белой... земля.

Ас-ас-ас - пришла зима в... нас,

Са-са-са которая кругом... красота!

Ас-ас-ас - падает снежок на... нас,

Си-си-си- заморозили... носы.

Физминутка

Уже пришла к нам зима, (хлопают)

Прохладные дуют ветры («дуют» руками на себя)

Снег метет, метет, метет, (махи руками)

Все вокруг замело, (кружаться вокруг себя)

Много снега во дворе, (поднимают руки вверх)

Начинаем веселую игру. (Имитируют лепка снежки)

Просмотр мультфильма с минуты по минуту

Итог. Рефлексия

Воспитатель. Дети, понравилось ли вам наше приключение Если понравилось возьмите зеленую фишку, если что-то было не так-красную и положите в корзину (дети говорят, чем понравилось, или не понравилось занятие, какая задача была легкой, а какая сложной по их мнению.)

Гайсина Люция Габдрахмановна, старший воспитатель
МБДОУ №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на необходимость обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Но это требует соответствующих знаний от педагогов ДОУ и родителей детей.

Давайте запомним:

  1. Звуки - звуки мы слышим и произносим.
  2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят) , могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты) .
  3. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...) . Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики) , для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики) .
  4. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо) .
  5. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П", БЬ-Б", ТЬ-Т", ДЬ-Д", МЬ-М"...] - в словах звучат ласково (мягко) .
  6. Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков) .
  7. Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков») .

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию. У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова) . Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные) , согласные (твердые и мягкие) , сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.

Кроме того, в последнее время среди детей, посещающих общеобразовательные группы детских садов, наблюдается резкое увеличение числа детей с речевыми нарушениями, особенно с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи) . У этих детей кроме нарушения звукопроизношения, наблюдается выраженное недоразвитие фонематического слуха. Эти дети обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который обеспечивает им понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Эти дети не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие таких детей крайне необходимо последовательно развивать, начиная с младшего возраста.

Дети от 3 до 4 лет.

Развивать у детей фонетико-фонематическую (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) сторону речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу. Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные) не используются. Учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове. Эти упражнения проводятся в игровой форме.

Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Дети от 4 до 5 лет.

Развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов) . Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем) , согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные) , знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется) . Делят слова на части (кусочки) , отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки, игрушки) , наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов. Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие, а потом Л –ЛЬ, Р – РЬ) . При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения. Затем для интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (Ч, Щ, Д – ДЬ, Т – ТЬ, Г – ГЬ, П – ПЬ, Б – БЬ, Й) .

Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Дети от 5 до 6 лет.

Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами) . Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.

Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму) . К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

Дети от 6 до 7 лет.

Если дети с 3 до 5 лет осваивали звуковую сторону речи, то с 6 лет они с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.

  1. Опознание буквы в ее связи со звуком
  2. Слияние нескольких букв в слог.
  3. Слияние нескольких слогов в слово.
  4. Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:

  1. Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.
  2. Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами) .
  3. Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе) .

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т. д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.) .

Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы. При этом взрослый сам разрезает и дает ребенку буквы и слоги к каждому занятию в нужной последовательности, но ни в коем случае не все сразу.

Подготовка детей к обучению грамоте

Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Обучение и воспитание в 1 классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний, но и к поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым обязанностям и взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.

В программу по подготовке к обучению грамоте включен так называемый подготовительный период. По сравнению с подготовительным периодом в школе он несколько расширен.

С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте - это формирование нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона. Большое место отводится развитию фонематического слуха детей, т. е. умения различать в звуковом потоке отдельные слова, составлять из звуков слоги и слова.

Дети должны научиться выделять слова в связном коротком предложении, уметь указать в нём количество слов, составить предложение из данных слов. Все эти упражнения направят познание ребёнка на изучение слова.

При обучении на занятиях воспитатель применяет различные дидактические игры и упражнения, которые позволят детям эффективно и качественно усваивать программный материал.

Тема занятия: «Спасаем Тома и Тима». Подготовка к обучению грамоте. Подготовительная группа.

Задачи.

  1. Закрепить умение детей подбирать слова к 3-5 звуковой модели, проводить звуковой анализ слов.
  2. Совершенствовать умение делить предложение на слова и составлять его из набора слов, включая предлоги, союзы.
  3. Учить правила написания предложения (графически).
  4. Совершенствовать умение детей читать по слогам, развивать речевые умения, память, логическое мышление, разгадывая ребусы.
  5. Воспитывать стремление строить дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Материал и оборудование.

Детские стулья со звуковыми моделями имён детей, план-схема от детского сада до замка, игра,Весёлые ребусы”, плоскостная модель замка, отдельно вырезанные недостающие детали замка (дверь, замок, окна, труба, флаг и т. д. по количеству детей), звуковые модели деталей замка, карточка-ребус для отгадывания названия реки.

Нарисованные на ватмане 5 ёлочек, на которых в беспорядке написаны слова для составления предложений; изображение дождевых капелек с частями слов (слогами) внутри, таблица со слогами для чтения, силуэт нарисованной сороки, бумага, карандаши.

Предварительная работа:

  1. Д/игры «Цепочка слов», «Звук заблудился», «Подарки для Тома и Тима», «Цветочный магазин» (на количество слогов) «Слоговое лото», «Буква потерялась», лексическое упражнение «Весёлая рифма»,
  2. Игры Деда Буквоеда: «Плетёнка», «Анаграммы», «Занимательные модели», «Шарады», чтение по таблице со слогами, чтение ребусов, загадок по первым звукам нарисованных предметов, разгадывание перевёртышей, кроссвордов со словами.
  3. Разучивание детского фольклора, скороговорок, физминуток, комплексов пальчиковой гимнастики. Составление предложения и его графическая запись.

Ход занятия. Методические приёмы.

Этическая зарядка

Игра «Улыбнись друг другу».

Воспитатель интересуется у детей: «Из чего состоят слова?» (ребята отвечают). Каждому ребёнку предлагается произнести своё имя так, чтобы все чётко услышали, сколько слогов в нём.

Сюрпризный момент «Мобильный звонок»

Из «телефонного» разговора выясняется, что друзьям – мышатам Тому и Тиму срочно требуется помощь. Их заточил злой колдун в своём замке, который находится далеко от детского сада.

Дети решают найти друзей, освободить их. Так как дорога предстоит неизвестная, воспитатель предлагает план-схему от детского сада до замка с предполагаемыми препятствиями, чтобы лучше ориентироваться в дороге, не сбиться с пути.

Воспитатель выясняет у детей, на каком виде транспорта можно поехать? Предлагается выбор: трамвай, автобус, поезд, троллейбус (дети отвечают, объясняя выбор). В процессе беседы выясняется, что удобнее всего отправиться на автобусе. Воспитатель уточняет, что автобус необыкновенный, волшебный.

На спинке каждого стула можно увидеть разноцветные квадратики. В них зашифрованы имена детей. Каждый ребёнок сможет занять только то место в автобусе, которое соответствует звуковой модели его имени.

Дети находят свои места, рассаживаются. Назначается контролёр, проверяющий правильность посадки на место.

Воспитатель говорит, что в дорогу всегда берут всё самое необходимое и предлагает детям прочитать по таблице (найти слова из слогов), что взято в дальнюю дорогу.

ло е
кет пор
то па
та да

Ребята по таблице читают слова (пакет, еда, топор, лопата, лото).

Игра - путешествие.

Первая остановка – река. Воспитатель предлагает детям ребусы-картинки, разгадывая которые дети читают и называют всё то, что они могут встретить по дороге к реке: рыбак, колокольчик, трава, радуга, школа. Воспитатель обращается к плану, где видно, что дети находятся у реки.

Ребус "Колокольчик"

Ребус "Рыбак"

Ребус "Трава"

Ребус "Радуга"

Ребус "Школа"

Дыхательная гимнастика «Вдохнём свежий воздух реки» (3-4 раза)

Название реки зашифровано. Воспитатель показывает картинку и по первым звукам нарисованных там предметов предлагает узнать, как река называется.

Дети выясняют, что у речки удивительное название «Крошка». Воспитатель предлагает перейти эту небольшую речку по тоненькому брёвнышку, взявшись за руки.

Вторая остановка – лес. На ватмане 5 ёлочек. На каждой видны слова в беспорядке: Том, ждут, и, Тим, вас). Детям предлагается из этих слов составить предложение. Ребята проговаривают свои варианты.

Оказывается, кто-то специально для нас оставил это сообщение. Чтобы подбодрить мышат, воспитатель предлагает детям написать письма друзьям и отправить их с сорокой.

Дети садятся за столы для написания писем. Воспитатель напоминает о правилах написания предложения (обговаривают вместе с детьми). Дети предлагают версии писем (5-6). Один ребёнок пишет на доске. Остальные проверяют, исправляют, дополняют.

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Написанные детьми письма запечатываются в конверт и передаются сороке. Пока дети писали письма, неожиданно пошёл дождь.

Зрительная гимнастика «Капля».

Воспитатель предлагает детям прочитать и узнать, сколько капелек-слов выпало из тучи? В каждой капельке кусочек слова – слог. Чтение по каплям-слогам сверху вниз (Ку-ра-ки-но-сы-ро-). В волшебном лесу дождь волшебный прошёл. Мы смогли прочитать много слов.

Снова воспитатель обращается к плану. Дети видят, что очутились у самого замка. Подходят ближе и убеждаются, что перед ними действительно замок.

Ситуация-провокация.

На нарисованном замке нет окон, дверей. Воспитатель интересуется, смогут ли мышата увидеть того, кто пришёл их спасать? Можно ли войти в этот замок? Почему?

  1. Ребятам предлагается выбрать любую специально приготовленную заколдованную схему (звуковые модели) деталей замка, которых не достаёт: дверь, окна, флаг, труба, замок, ключ и т. д. (по количеству детей).
  2. Затем со своей звуковой схемой найти на другом столе картинки с недостающими деталями замка, соотнести со своей звуковой схемой и только потом прикрепить к изображению замка свою картинку-деталь. Так у замка постепенно появляются окна, двери, всё остальное. Ключ имитирует открывание замка.

Сюрпризный момент.

Появляются Том и Тим. Благодарят детей за освобождение.

Ребята возвращаются в детский сад на самолёте.

Динамическая пауза «Самолёт».

Рефлексия

Воспитатель привлекает к себе всех детей.

  1. Обнимая, даёт положительную оценку каждому ребёнку, интересуется, что запомнилось на занятии?
  2. Где побывали?
  3. Какие испытания пришлось преодолеть?
  4. Где было труднее всего?
  5. Почему справились со всеми трудностями?

Воспитатель говорит детям, что справляться со всеми препятствиями в дороге было легко, потому что все дети действовали дружно, сообща. Именно поэтому удалось спасти мышат.

Надежда Москалюк
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

: «Цветик-Семицветик»

МКОУ «Павловская ООШ» (дошкольное отделение) Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик»

Подготовила : воспитатель Москалюк Н. В. 2015 год.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА : «Цветик-Семицветик»

Возраст : подготовительная к школе группа .

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи :

Образовательные :

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)

2. Совершенствовать фонематический слух : учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.

4. Формировать умение делить слова на слоги.

Воспитывающие :

1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

3. Формировать чувство товарищества.

Демонстрационный материал : цветок с семью лепестками, конверт с письмом.

карточки с рисунками.

Раздаточный материал : цветные кружочки (красные, синие) ; карточки с цифрами 1,2,3,4; полоски-схемы для составления предложения.

Организация детей : в кругу, за столами;

Предварительная работа : игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори» ; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

Структура :

1. Организационный момент –1 задание «Отгадай загадку и опиши»

2. Работа по теме занятия : - 2 задание

3 задание

4 ФИЗМИНУТКА - 5 задание «Найди звук»

6 задание «Игра Звуковые домики» .

7 задание

3. Итог занятия . Ход :

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг) .

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок, семицветик. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?

(Воспитатель открывает конверт , достает письмо, читает : «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.) Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да) . А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.

Итак, какой лепесток откроем первым , Имя ребёнка?

Ответы детей.

1 Задание «Отгадай загадку и опиши»

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня … Воспитатель : Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?

Дети : теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная, 2 задание «Составь предложение по картине»

Воспитатель : Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Весна» ). Дети составляют предложения про весну и определяют количество слов в предложении.

На ваших столах есть полоски-схемы. Из них вы должны выложить схему предложений :

1. Наступила долгожданная весна.

2. Дети пошли гулять в парк.

(Дети выкладывают схемы предложений. После проверяем у доски)

Воспитатель : Молодцы и с этим заданием вы справились. Воспитатель : Вы правильно охарактеризовали весну и выполнили второе задание Мудрой Совы.

Воспитатель : какой лепесток с заданием будем открывать ?

3 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки» Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее, Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц …. (МАРТ)

Воспитатель : Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «МАРТ» . Для этого у вас на столе лежат кружочки синего и красного цвета.

Какие звуки обозначаются синим цветом?

Какие звуки обозначаются красным цветом?

Сколько звуков в слове «МАРТ» ?

Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «МАРТ» .

Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова Март. Один ребенок работает у доски.

Воспитатель : Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?

У кого кружочки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку

4. Физкультминутка :

Отрываем следующий лепесток, а там вот какое задание :

5 задание «Игра Звуковые домики» . Воспитатель : Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в Звуковые домики. У вас на столах лежат домики с окошками. Сколько окошек в доме, столько звуков в слове. Вам нужно из двух картинок выбрать ту, которая подходит к вашему домику. (у каждого домик и по две карточки) . Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Воспитатель. Отрываем следующий лепесток. Слушайте задание. 6 задание «Подели слова на слоги и определи их количество» .

Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.

Воспитатель показывает картины (радуга, роза, мак, сосульки, одуванчик, верба, грач) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.

Воспитатель. Молодцы. Все верно.

7 Задание «Где прячется звук?»

Отгадайте-ка, ребятки,

Мои трудные загадки.

А потом определите,

Где живет звук – расскажите.

Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук : в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [н?

Дети. В середине слова.

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В начале слова.

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы.

(Скворечник)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?

Дети. В начале слова.

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут.

(Гнездо) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [о]?

Дети. В конце слова.

Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.

Воспитатель. Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.

Скажите, вам понравилось наше занятие ? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Образовательные цели:

продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

Учить называть слова по заданной модели.

Развивающие цели:

развивать связную речь (монологические и диалогические формы);

закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;

вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;

развивать грамматический строй речи (закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);

развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления;

развивать умение называть слова на заданный звук.

Воспитательные цели:

воспитание навыка самостоятельной деятельности;

воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;

воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;

воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Материал демонстрационный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; указка.

Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; карточка со схемой (домики для звуков).

Ход занятия

I. Организационный этап.

II. Постановка учебной задачи через игровую мотивацию.

III. Основной этап.

Игра «Кто больше?»;

Игровое упражнение «Докончи слово»;

Игра «Малышки-коротышки»;

Игровое упражнение «Превращение слов – волшебная цепочка»;

Словесная игра «Скажи правильно»;

Игра «Назови братца»;

Игра «Узнай звук»;

Словесная игра «Заблудился звук»;

Игра «Кто внимательный?»;

Проведение звукового анализа слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв;

Игра «Исправь ошибку»;

Игра «Назови слова».

IV. Заключительный этап.

Ход занятия

(Дети входят в группу, здороваются с гостями)

Воспитатель: — Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу)

— Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?

(Звонит звонок, дети становятся в круг)

Воспитатель:

— Ребята, вы знаете что мы говорим словами. И сейчас мы покажем сколько много слов мы знаем. Поиграем в игру «Кто больше?». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет любой звук, ребенок возвращает мяч и называет слово, которое начинается с этого звука).

— Молодцы, много слов вы назвали. А сейчас игра «Докончи слово». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет первую часть слова, ребенок возвращая мяч называет вторую часть или полностью слово: дро-ва, со-ва, цап-ля и т.д.)

— Замечательно, а теперь игра «Малышки-коротышки»:

Мы – малышки-коротышки.

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начала и концы.

(Борис, носорог, пирог, занос, водолей, зоопарк, пароль, забор)

— Хорошо, а сейчас игра «Превращение слов – волшебная цепочка»(Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет слово, тот изменяет один звук и называет новое слово: дом – том –ком – лом – сом, мел – сел – пел, жук – сук – лук)

— Молодцы, и так игра «Скажи правильно» (согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже).

— Ребята, до сих пор мы говорили о словах. Скажите, из чего состоят слова? (Из звуков)

— Какими бывают звуки? (Гласными и согласными)

— А согласные звуки, какие мы знаем? (Твердые и мягкие согласные)

— Хорошо, играем в игру «Назови братца» (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку, называет твердый или мягкий согласный звук, ребенок, возвращая мяч, называет противоположный).

— Молодцы, вы уже многое рассказали. А теперь покажите как вы узнаете звук, игра «Узнай звук»(Воспитатель называет слова, дети хлопают в ладоши, если услышат звук р, з).

— А вы знаете, что звуки могут заблудится, игра «Заблудился звук»:

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка (репка).

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

— Замечательно, вы отлично справились с игрой. А сейчас, тихонько пройдите за парты. (Дети проходят за столы)

— Выложите перед собой красную, синюю, зеленую фишки из своих шкатулочек. Игра «Кто внимательный?» (Воспитатель называет по одному звуку, дети подымают ту фишку, которой он обозначается. В течение игры педагог спрашивает по отдельности детей: «Почему ты поднял именно эту фишку?», ребенок объясняет).

— Молодцы, уберите фишки. Пододвиньте к себе схему, проводим звуковой анализ слова «Роза», а у доски разбирает слово Кирилл. (Дети разбирают слово самостоятельно,а Кирилл — с обратной стороны доски. Когда он закончил и большее число детей, доска разворачивается, и Кирилл объясняет, почему он составил именно эту модель слова).

— Первый звук в слове «Роза» звук «р»,твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Второй звук в слове «Роза» звук «о», гласный звук и обозначается красной фишкой. Третий звук в слове «Роза» звук «з», твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Четвертый звук в слове «Роза» звук «а», гласный звук и обозначается красной фишкой.

— А вы, ребята проверьте, у вас такая модель получилась, проверьте и своего соседа.

— Умница, правильно все сделал.

— Сколько звуков в слове «Роза»?(4). Сколько согласных звуков в слове «Роза»?(2). Назовите 1-й согласный, 2-й согласный («р», «з»). Какой ударный гласный звук в слове «Роза»? (о). Какой фишкой обозначается ударный гласный звук? (Черной).

(воспитатель предлагает детям выложить под словом «Роза» слово «Мясо». Дети разбирают слово на местах, а у доски уже перед ними разбирает ребенок, объясняя каждое свое действие)

— Какие одинаковые гласные звуки в словах «Роза» и «Мясо»? (О). После, каких согласных звуков стоят звуки «о»? (после твердых согласных).

(Воспитатель показывает детям букву «о» и они заменяют красные фишки буквами «о»).

— Молодцы, а сейчас уберите все фишки в шкатулку. Игра «Исправь ошибку» (Воспитатель выставляет на доске синюю фишку и за ней буквы «а», «о», под ними выкладывает зеленую фишку и букву «я». Повторяет с детьми правила написания пройденных гласных букв. Затем предлагает закрыть глаза, переставляет местами сначала буквы, потом фишки. Дети находят и исправляют ошибку.).

— Умницы, исправили все ошибки. Теперь посмотрите, какую модель я выкладываю на доске: синяя, красная, синяя фишки. Игра «Назови слова». Назовите слова, которые можно прочитать по этой модели. Например: кот, лук,…..(том, дом, ком, рот, нос, сом, дым, мак, ток).

Молодцы!!!

Итог: — Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)

— А как вы думаете, кто сегодня более активно принимал участие в занятии, кто отличился, кто хорошо работал? (Ответы детей) А сейчас давайте поаплодируем тем ребятам, которые хорошо занимались!

(Звонит звонок, занятие закончилось)