» »

Как нужно благодарить святых за помощь. Почему за все нужно всегда благодарить Бога

23.09.2019

У каждого из нас есть история чуда по молитвам святой блаженной Матроне. Пришла помощь в самых безнадежных ситуациях, когда исчезла всяческая надежда, когда бессильны врачи, когда нет выхода, когда трудности сковали в плотное кольцо, когда поставлен страшный диагноз, когда душа изнемогала от уныния и одиночества и сердце просило послать спутника или спутницу жизни, когда дом пуст без детского смеха… Даже самый черствый человек понимает, откуда пришла помощь… и сердце исполняется радостью и благодарностью. Что же делать в радости? Как сказать «спасибо» святой праведной Матроне?

Из серии: Религия. Афонская библиотека

* * *

компанией ЛитРес .

Как правильно благодарить бога и святых. Что я могу сделать

Благодарственный молебен и молитва

Согласно практике Православной Церкви, за все благодеяния, о которых мы просили в наших молитвах, полагается благодарить только Самого Бога. И это вполне закономерно, поскольку к святым христиане обращаются как к ходатаям у Бога, имеющим дерзновение перед Ним. Но единственным источником и причиной всего, кроме греха, является Сам Господь.

Существует особый чин – Благодарственный молебен Спасителю. Его можно заказать в любом храме, но обязательным условием является присутствие на молебне того, кто его заказал. Также молиться можно и дома, например, прочитать Акафист Пресвятой Богородице, как главной Ходатаице о нас перед Богом. А вообще Господь, Матерь Божия и все святые радуются тому, когда мы имеем с ними общение в Церкви, причащаемся, исповедуемся, то есть проводим благочестивую христианскую жизнь, – это и будет настоящей, угодной Богу жизнью, которая вся должна быть благодарностью Господу за все Его неисчислимые на нас благодеяния.

Иеромонах Дорофей (Баранов)

Евхаристия

Благодарность, благо-дарение, по-гречески – евхаристия . Таинство святой Евхаристии или святого Причащения Святыми Дарами – Телом и Кровью Христа – за Божественной Литургией… Что же может быть выше, полнее и истиннее такого благодарения?! Источнику Блага подобает дарить лишь благо, Творцу добра – добро: Твоя от Твоих Тебе приносяще…

Сайт Храма Рождества Пресвятой Богородицы

Милостыня

Ничто столько не отличает христианина как милостыня; ничему столько не удивляются неверные и все, как делам милосердия. И мы часто нуждаемся в этом милосердии, и каждый день взываем к Богу: по велицей милости твоей помилуй нас (Пс 50:3). Но наперед мы сами начнем дела милосердия, или, лучше сказать, не мы начинаем сами, но сам Бог уже явил милость Свою к нам. Будем же, возлюбленные, хотя бы позади следовать за Ним. Если люди милуют милостивого, хотя бы он сделал множество грехов; то тем более – Бог.

При совершении чудес ты делаешься должником Богу, а в деле милостыни ты одолжаешь Бога. А творим милостыню, когда подаем оную охотно, щедро, когда думаем, что не даем, но сами принимаем; когда признаем ее для себя благодеянием и приобретением, а не потерею.

Святитель Иоанн Златоуст


В подаче милостыни и особое место занимало представление о важности соблюдения тайны. Дела милосердия лучше всего творить незаметно, безымянно, чтобы тот, кому оказывается милость, не мог поблагодарить и другие люди не могли бы похвалить. Иначе доброе дело может не быть зачтено на небе, так как дающий получил уже награду на земле.

Дела милосердия

Дела милости телесной следующие: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве.

Духовные дела милости суть следующие: увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (Иак 5:20), неведующего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или не примечаемой им опасности, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от сердца прощать обиды.

Истинно говорю вам: сделав для одного из братьев Моих меньших, вы для Меня сделали.

Мф 25: 31–46

Если кто скажет я люблю Бога, а брата своего ненавидит, он лжец, ибо не любящий брата своего, которого он видел, не может любить Бога, Которого не видел.

1 Ин 4: 20

Ваши обильные жертвоприношенья Мне ни к чему, – говорит ГОСПОДЬ. – Сыт Я сожжёнными баранами и жиром откормленного скота. Мне не нужна кровь быков, кровь баранов и козлов не нужна… Довольно приношений никчемных!

Воскурения Мне противны… Ко Мне простираете руки, но Я отведу Свой взгляд. И сколько бы вы ни молились, не буду Я слушать вас. Ваши руки все в крови! Омойтесь же, станьте чисты, чтобы не приходилось Мне впредь видеть ваши злые дела!

Перестаньте творить зло, научитесь добру! Стремитесь к справедливости, вызволяйте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

Ис 1:11–17

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Спасибо Матроне Московской (Елена Владимирова, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром -


Религиозный человек отличается от атеиста тем, что никогда не чувствует себя одиноким. Он понимает, что Господь не только наблюдает, но и участвует в его жизни. А потому верующие люди считают необходимым благодарить Бога за все, что происходит с ними. Но как делать это правильно? Попробуем разобраться.

Соблюдение заповедей

Главная благодарность – это соблюдение десяти заповедей, которые Моисей получил от Бога на горе Синай. Не убивать, не красть, не завидовать, не прелюбодействовать, чтить своих родителей… Казалось бы, это правила жизни обычного порядочного человека. Однако соблюсти все – невероятно трудно.

Наша героиня Анна считала себя благочестивой женщиной. Она ходила в церковь, соблюдала пост, ежедневно молилась. Однако когда на работе она случайно совершила ошибку, ей пришлось выбирать: либо признать свою оплошность и лишиться премии, либо переложить вину на сослуживца.

Женщина выбрала второй вариант, тем самым нарушив девятую заповедь, которая гласит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего». Анне удалось получить премию, но после этого случая ее стали мучить угрызения совести. Женщина почувствовала, что Господь недоволен ею. И тогда она поступила правильно: созналась директору в своей ошибке и извинилась перед коллегой.

Да, Анна получила выговор, но душа ее была спокойна. После этого она каждый вечер в молитве благодарила Бога за то, что он дал человечеству эти заповеди. Она также благодарила Всевышнего за то, что он позволил ей согрешить, страдать и искупить свой грех.

Искренняя молитва

Таким образом, существует один способ благодарить Бога – правильно молиться. Делать это можно как в церкви, так и за ее пределами; вслух и мысленно; главное – чтобы эти слова шли из самой глубины души.

Но следует помнить, что благодарственная молитва – не та, которая является откликом лишь на радостные события. Благодарность необходимо возносить даже в тяжелые периоды жизни, ведь Господь шлет испытания человеку для того, чтобы в итоге он обрел добро.

Так поступил и Аркадий, который попал в аварию и получил травму спинного мозга. Он не только просил всех святых и ангела-хранителя вернуть здоровье, но и ежедневно в молитве благодарил Бога за то, что тот сохранил ему жизнь. Постепенно, следуя предписаниям врачей, веря в лучшее и говоря Господу «спасибо» за каждый прожитый день, Аркадий начал восстанавливаться.

Через два года он встал на ноги и не считает это чудом: мужчина знает, что таково было испытание от Всевышнего, и он поступил правильно, сохранив веру в лучшее.

Свечи

Следующий способ выразить благодарность Богу за оказанную помощь – поставить свечку в церкви. Выберите для этого икону Спасителя, которая обычно располагается по правую сторону от алтаря. Прочитайте молитву, скажите «спасибо» за то, что тот отдал свою жизнь ради спасения человечества. И удача повернется к вам лицом!

Так произошло с Анастасией, которая очень хотела ребенка, но по состоянию здоровья не могла забеременеть. Девушка посещала церковь; ставила свечки и Спасителю, и Богородице; благодарила за все хорошее, что есть в ее жизни. И небеса оказали ей помощь: Анастасия понесла и родила чудесного сына. После этого она стала благодарить Бога и ангела-хранителя с удвоенной силой. А самое главное – когда ребенок подрос, рассказала ему о справедливом и любящем Господе, милость которого бесконечна.

Обращение к ангелу

Однако благодарить можно не только Создателя, но и своего ангела-хранителя. Ведь он незримо находится рядом с каждым из нас, оберегая, защищая и направляя. Сделать это можно в любой момент, как специальной молитвой, так и обычными словами. Например: «Спасибо тебе, ангел-хранитель, что следуешь за мной и ведешь меня, незримо помогаешь и укрываешь своим крылом».

Опять-таки, слова благодарности могут быть любыми; главное, чтобы говорились они от сердца и подкреплялись благочестивыми поступками. Для ангела-хранителя ваша судьба имеет важнейшее значение. Поэтому не забывайте впускать его в жизнь. Для этого следует запомнить день почитания ангела: 21 ноября (день памяти всех ангелов). В этот день важно прийти в церковь и поставить свечку со словами благодарности своему защитнику.

Признательность святым

Очень часто православные люди сами выбирают в качестве своего покровителя кого-нибудь из известных святых. Чувствуя его поддержку и помощь во всех начинаниях, человек испытывает чувство благодати. Чтобы выразить признательность святому, можно действовать следующим образом:
  • поставить свечу иконе;
  • прочитать акафист;
  • пожертвовать храму;
  • подать милостыню нищему;
  • обратиться со словами благодарности в молитве.
И, конечно же, творить добрые дела. Именно они будут радовать святых, покровительствующих вам. Благородные поступки докажут, что помощь, оказанная ими, была не напрасна.

Как подтверждение – случай из жизни. Алкоголизм – страшное заболевание, и Елена знала об этом не понаслышке. Ее муж Вадим – запойный пьяница: ему не помогали ни увещевания, ни скандалы, ни кодировка. Тогда Елена стала регулярно посещать церковь и просить Матронушку Московскую помочь ее мужу. Чудо случилось: мужчина взялся за ум и бросил пить. Елена долго благодарила Матронушку и пообещала помогать всем нуждающимся. Слово она сдержала; и Вадим, действительно, к бутылке больше не прикасался.

Письмо к Вселенной

Не каждый человек отличается религиозностью. Однако многие верят если не в Бога или ангела-хранителя, то хотя бы в бесконечную и мудрую Вселенную. Именно ей они адресуют слова благодарности, именно ее просят о милости к себе. Но как сделать это правильно? Существует несколько техник.


Самая распространенная из них – «Письмо к Вселенной». Все очень просто: необходимо взять лист бумаги и ручку, и написать о своей признательности Космосу. Текст может быть в произвольной форме, главное – от души. Если благодарить Вселенную за свое рождение, успехи и даже неудачи, - результат не заставит себя ждать.

Яркий пример тому – Татьяна. Она каждый месяц «отправляла» во Вселенную письма благодарности. Выглядело это так: в своих посланиях Татьяна указывала обо всех достижениях и позитивных ситуациях, случившихся за этот период. Здесь же она благодарила Вселенную за все радости, отправлялась на природу, где сжигала письмо, и развеивала его пепел по ветру. И, что удивительно, Татьяне везде сопутствовала удача, а позитивный настрой к жизни просто притягивал к ней хороших людей.

Скептики скажут, что это совпадение. Однако в мире нет ничего случайного. Ведь ученые доказали: если искренне благодарить – Бога, ангела-хранителя, святых, Вселенную или окружающих людей, – это станет мощным толчком для внутреннего преобразования. А оно, как известно, ведет к преобразованиям внешним.

Спасение – в благодарности

Известный американский предприниматель и автор книг, посвященных вопросам самопомощи Джо Витале, в одной из своих работ описал следующий случай. Мужчина по имени Джонатан серьезно заболел. Двустороннее воспаление легких протекало очень тяжело, и не было видно конца его страданиям. Тогда Джонатан поступил правильно: он развесил на всех стенах многочисленные листки бумаги, на которых было написано одно предложение.

Оно гласило: «Спасибо, Господи, за все блага, которые у меня есть, и за все блага, которые я получу» . Невероятно, но факт: ровно через сутки болезнь пошла на попятную, и мужчина выздоровел! Сила благодарности невероятна, и об этом стоит помнить даже в самые тяжелые времена.

"За все благодарите : ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе" (1Фесс.5:18)

За все благодарите …Какая обширная тема! Что можно еще сказать к тому, что уже сказано в многочисленных комментариях и проповедях. Что есть слово "все"? Все означает все, без исключения, - и доброе и плохое, что случается в нашей жизни.

Мы на земле странники и пришельцы. У нас нет ничего своего. Все дано нам в аренду, во временное пользование. Кем? Создателем. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, растительная и животная пища – все это не наше, а Божье. Бог, как добрый Отец, все дал людям для разумного употребления, как добрым, так и злым. И нам нечем хвалиться. Все - Его. Мы, люди, не в состоянии выкупить все то, что Бог дал нам. Нам нечем заплатить, кроме как благодарностью нашему Богу.

Что же такое благодарность и надо всегда благодарить Бога ?

1 Благодарность – это показатель нашего смирения и послушания Господу.

Неблагодарный человек с ожесточенным сердцем не способен оценить невидимую глазом заботу и любовь Отца Небесного. Приходит благо в его жизнь – благодарит Бога , приходит злое – ропщет на своего Творца. Поэтому такой человек редко имеет радость и мир в сердце. Суета правит им.

В человеке смиренном и послушном Господу царит тишина. Он способен видеть духовно всю красоту и великолепие мироздания Божьего. И это приносит ему нескончаемую радость и мир в сердце.

2 Благодарность – это наша ответственность в отношении всего, что дал нам Бог .

Давайте, возьмем пример из обычной жизни. Вот у человека есть два сына. Отец вручает им подарки на дни рождения. Один сын, принимая из рук отца, как само собой разумеющееся, пользуется им немного и забрасывает в дальний угол. Через пару дней вовсе забывает о нем. Другой же сын, приняв подарок, расцелует отца, выражая ему свою любовь и признательность, и каждый день бережно пользуется подаренной вещью, стирает с нее пыль, хранит в безопасном месте, т.е. всячески выражает свое почтение и любовь отцу. Как думаете, кому из этих сыновей сердце отца будет открыто сильнее? Кому из них он доверит большее? Также и Господь смотрит на наши сердца. Благодарны ли мы? Насколько мы ответственны ко всему, что дал нам Творец ?

Водоемы, пашни, воздушная среда, наши жилища, личные вещи, финансы, автомобили, – какова твоя мера ответственности ко всему, что дал тебе Бог ? Насколько бережно ты относишься к имуществу Божьему, насколько ценишь им?

Ибо все от Него и к Нему, как говорит Писание.

3 Благодарность – это соединительная нить между нами и Богом.

Когда мы от всего сердца благодарим Бога за все, что Он нам дает, мы тотчас входим в присутствие Божье. Отсюда и все преимущества: защита и охрана Божья, попечение Божье, радость и мир во Христе Иисусе и многое другое, вытекающее из общения с нашим Господом. Глубина благодарности приходит с навыком. Вначале это где-то на уровне речи, умственной молитвы. Затем, по мере развития, благодарности охватывает также наши эмоции. Высший уровень благодарности - это когда все наше естество –наш дух, ум, эмоции, каждая наша клеточка – находятся в молитвенном состоянии и глубочайшем благоговении пред Господом. Здесь уже нет потребности в словах – все наше естество (дух, душа и тело) находится в безмолвной молитве постоянно.

Как благодарить Бога?

Если даже будут только эти два слова: «Слава Богу!» - уже в нашей жизни это много. Поэтому не забывайте говорить «Слава Богу!». Поэтому, фантазия - как благодарить Бога и ближних - пусть будет делом вашего ума, души и сердца.

Поэтому есть церковные короткие молитвы, которые нам в этом помогают. Во всяком случае, когда совсем какая-то большая радость и большое какое-то событие, я, например, (из своего опыта) читаю 19-ю или 20-ю кафизму. Или ту или другую, потому что они все наполнены благодарственными хвалебными псалмами. Стоит только вспомнить, чем заканчивается и начинается Священное Писание, чем начинается Псалтирь святого Давида. Она начинается: «Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечести́вых», а заканчивается словами «Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода».

И наша жизнь должна стать «всяким дыханием», хвалящим Господа. Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение. Пусть любые слова будут, которые выходят из вашего ума, сердца и души.

Так вот, возвращаясь к Божественной литургии и вообще к той или иной домашней молитве, внутренней, сердечной, святитель Василий дает такой совет новоначальному и всем нам, потому что все мы новоначальные. Он говорит: пусть твоя молитва поделится на три части. С чего надо начинать? Надо начинать с благодарения. Потом исповедание грехов, и только потом прошение. Но начинай всегда с благодарения.

Понятно, что никаких схем в отношении молитвы и в отношениях с Богом. Они могут быть, могут и не быть. Но все-таки это духовный совет нашего святителя Василия Великого. И поэтому действительно любую молитву - домашнюю, или храм нам показывает этот пример - мы все начинаем именно с этого. Божественная литургия начинается с благодарения, потом мы переходим к прошению. Ну а исповедь - это уже по ходу любой молитвы, она должна… Наши вечерние молитвы так и заканчиваются - нашим исповеданием грехов.

Еще вспоминается один случай относительно благодарности, такой благодарности, которую мы порой не замечаем и не придаем этому значения. За что мы порой можем поблагодарить Бога? Я тут был недели две назад в Кронштадте, и как раз вспомнилось из жизни отца Иоанна Кронштадтского. Как раз читалось о нем в это время. И конкретно описывается случай. Отец Иоанн Кронштадтский, имея попечение о многочисленной пастве… и в то время и в наше время были больницы с душевнобольными людьми - расстройство психики - то ли это физиология, то ли это какое-то потрясение… Кстати, психические болезни - это не всегда только одна болезнь души или некая мистика, когда мы: «Да ладно, разве можно что-нибудь сделать таблетками и прочим?» - нет, дело в том, что психические расстройства могут быть связаны даже с физиологией - давление, какой-то сосуд пережат… И человек не из-за того, что у него какие-то грехи, какие-то неправильные в жизни поступки и прочее… да, порой банальная физиология, которая приводит к этим последствиям, и банальные таблетки это пошатнувшееся здоровье, поэтому в этом плане, конечно все только на одни молитвы, акафисты, исповеди или тем более только на одни отчитки направлять, если у человека какая-то в этом плане поврежденность. Нет, порой консультация врача, небольшое количество лекарств, которые он прописал - надо этому тоже доверять.

Так вот, отец Иоанн Кронштадтский посещает больницу с душевнобольными людьми, совершает там о них молитву об исцелении, сказал какое-то назидательное слово, раздал какие-то подарки. И когда уже уходил из этой больницы, к нему подошел больной человек, взял у него благословение, и совершенно в трезвом уме и рассудке задает ему такой вопрос: «Дорогой батюшка, отец Иоанн! А вы когда-нибудь Бога благодарили за свой светлый ум?» И отец Иоанн задумался. Он настолько считал это все, как и мы бы посчитали, что это совершенно естественно, в порядке вещей. И он поклонился этому человеку с глубокой (как он пишет о том) благодарностью, как он направил его мысли к благодарности Богу даже за то, казалось бы, естественное имение здоровья, зрения, слуха, работают руки, ноги. Начинаем мы, к сожалению, ценить это только тогда, когда что-нибудь в жизни потеряем. Поэтому за то что имеем: за прожитый день, за родных и близких, должны в своей жизни благодарить.

И сегодня тоже вспомнилась одна история. В Англии один клерк, когда произошел какой-то кризис (оказывается, кризисы не только у нас в 2009 году, тут пророчат какой-то кризис в 2013 году, не только в 96-м году кризис - все эти кризисы до бесконечности), этот клерк пережил какой-то кризис, приходит после увольнения с работы и говорит: « Я все потерял!» К нему подсаживается пятилетняя девочка и говорит: «Папа, папа! Как же ты все потерял? А я, а мама? Мы никуда не потерялись, мы вот они, папочка». И тут только до него дошло - действительно, что значит «все потерял»? А дочь? А жена, а родные и близкие? Да, действительно, тяжело, но мы-то вместе. Не потеряно самое главное - семья, любовь, доброта, взаимопомощь, которая может быть среди них вот такая детская, наивное участие - папа, а разве мы потерялись с мамой? Мы не потерялись. И вернула его опять к жизни, к оптимизму, к вдохновению.

Вопрос: есть такое понятие Евхаристии как «высшая форма благодарности Богу». Как правильно это понять?

Мы Бога должны благодарить по несколько раз в день. Но есть соборная молитва, о которой святые отцы говорили: лучше в Церкви произнести один раз «Господи, помилуй!», чем дома прочитать всю Псалтирь. И поэтому Церковь собирается в воскресный день для Божественной литургии, на соборную молитву. В греческом языке эта соборная молитва называется евхаристией, то есть благодарением. И поэтому в Божественной литургии Евхаристия является самой высшей формой благодарения Бога, когда мы все вместе являемся этой молитвенной жертвой, когда приносится агнец за всех и вся. Поэтому нам заповедано никогда не пропускать Божественную литургию, никакой воскресный день.

Здесь я немножко хотел сказать не только о благодарности по отношению к Господу, но и о самое главное, и может быть, одну из составляющих этой благодарности - это благодарность между людьми. Потому что это чувство порой тоже уходит из нашей жизни; мы тоже все это воспринимаем как обыденное, как повседневное, как долг родителей по отношению к нам, долг жены по отношению ко мне, долг мужа по отношению ко мне, дети должны так, мама должна так. То есть, все должны. И оказывается, никто никому ничего не должен, всем должны только мы. И кстати, кто-то из мудрых людей сказал, что большая должность - это не большая честь. Это означает, что человек всем всё должен. Вот что такое большая должность.

И поэтому маленькое внимание: обед, участие, вовремя звонок - какое-то со стороны родных людей участие в нашей жизни - за все это надо минимум говорить «благодарю, спасибо» - эти добрые и нежные слова, которые должны быть в нашей жизни. Кто-то из мудрых людей сказал, что слова назидают, а дела влекут, и любое доброе дело по отношению к нам, должно быть не только словами, но и делом самим поблагодарить тех людей, которые находятся рядом с нами, и чем-то нам в жизни помогли, будь то даже самое маленькое (как нам кажется), незначительное дело или внимание.

Существует рассказ о протестантском пастыре, который, посещая больных, зашел в больницу для душевно- больных. Здесь один из пациентов, у которого, очевидно, наступила минута умственного просветления, подошел к пастырю и спросил его: «Вы благодарили когда-нибудь Бога за свой рассудок?» От такого неожиданного вопроса остолбенел пастырь. Нет, никогда ему не приходило на ум благодарить Бога за такое очевидное дарование. Только здесь в больнице, видя вокруг себя такое количество несчастных душевно- больных людей, он понял, чторазум – это великийБожий дар! Пастырь тут же обещал больному и самому себе, что он будет ежедневно благодарить Бога за свой здравый рассудок.

Э тот случай из жизни пастыря характеризует общую особенность человеческого отношения к жизненным благам, в силу которого люди привыкли все принимать, как должное, само собой разумеющееся . Редко кто из людей благодарит своего Создателя, Который постоянно о нем заботится и посылает ему бесчисленные материальные и духовные блага.

"Куда ни посмотрю сердечными очами, – пишет святой , – внутрь ли или вне себя, везде вижу сильный повод к благодарению и славословию Господа!»

Д ействительно, вся наша жизнь является непрерывной цепью благодеяний Бога! Он создал наше тело, которое лучше и совершеннее всякого механизма или компьютера. Он вдохнул в нас эту бессмертную, богоподобную душу, которая оживляет наше бренное тело, и которая драгоценнее и любезнее нам всего. Он даровал намразум, который возвышает нас над животными; – свободную волю, благодаря которой мы можем физически и духовно совершенствоваться и направлять к благу свою жизнь; – чувства, способные наслаждаться дарами благости Божией, находить счастье и радость в жизни.

Хотя мы не видим Бога глазами, но мы знаем, что Он постоянно заботится о нашем благе более самой любящей матери. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое освещает и согревает, увеселяет и оживляет нас. Он благотворит нам, посылая дождь и плодородие, насыщая нас пищей и веселя наши сердца. Он заповедал земле производить разнообразные плоды, которыми питается и живет наше тело, и заставляет животных служить нам. Так, по Его воле горы и долины, моря и реки, деревья и камни, птицы и рыбы, земля и воздух – все служит нашей пользе и наслаждению. Его божественная сила поддерживает, продолжает и хранит нашу жизнь среди всего враждебного и опасного в мире. Словом, «Им мы живем и движемся и существуем». Каждое мгновение нашей жизни естьдар Его бесконечной благости, каждое дыхание груди нашей есть знак Его отеческого благоволения, каждое биение нашего сердца есть дело Его высочайшей любви и милосердия.

Н о этого мало! Когда нарушением заповедей Божиих люди подвергли себя всевозможным бедствиям, стали непотребными пред Богом, недостойными жизни и блаженства, Бог Отец не оставил их погибать. Напротив, по причине Своей бесконечной любви, Он «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ().

Е динородный Сын Божий , жалея нас блудных детей, пришел в наш мир и воспринял наше смертное естество. Он «унизил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, будучи послушным даже до смерти, и смерти крестной» (). Он научил нас праведно жить и показал нам путьк Царству Небесному. Он взял на Себя грехи рода человеческого, претерпел ради нас унижения, оплевания, пощечины, побои, крестные страдания и позорную со злодеями, пролил Свою кровь за нас и положил за нас душу Свою, «дабы лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти всю жизнь были подвержены рабству» ().

Единосущный Отцу и Сыну – Дух Святой , ради искупительной жертвы Богочеловека, нисходит на нас, очищает нашу совесть от греховных дел, оживляет и освящает наше естество, дает нам Свою божественную силу, необходимую для праведной жизни и делает нас чадами Божиими.

П ри всем этом, мы часто забываем Бога, огорчаем Его милосердие своим упрямством, тупостью, злобой! Но Господь не только не губит, но продолжает прощать и миловать нас, терпеливо ожидая нашего исправления. Несмотря на наши частые падения, Он с большой заботливостью и мудростью ведет нашу жизньк спасению, к нескончаемой радости в небесных обителях. Редко кто из людей задумывается над тем, как много препятствий создает он Богу в деле своего спасения!

С в. Иоанн Кронштадтский делится таким своим опытом, который знаком многим верующим людям: «Сколько раз смерть вступала в мое сердце, переходя потом к телу (числа нет), и от всех смертных случаев Господь избавлял меня!» Чувство потока милостей от Бога вызвало у псалмопевца следующие вдохновенные слова:

«Благослови, душа моя, Господа и все внутри меня – имя святое Его! Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его: Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от могилы жизнь твою, окружает тебя милостью и щедротами, исполняет благие желания твои, обновится как у орла, юность твоя. Являет Господь милость и правду всем обижаемым... Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Псл. 102-й).

В минуты испытаний многие унывают, ропщут. Но надо понять, что Господь иногда допускает, чтобы с нами случались неприятности и скорби, не потому, что Он забыл нас или хочет наказать нас. Нет! Он допускает их, как горькое, но необходимое лекарство , исцеляющее нас от гордости, легкомыслия, самонадеянности, самолюбия и других недостатков. Понимая это, великий святой Иоанн Златоуст на закате своих дней говорил: «Слава Богу за все, а особенно за скорби!»

Н ам, православным, надо еще особо благодарить Бога за то, что Он удостоил нас быть чадами Своей истинной Церкви , которая силой духа Святого содержит чистое Евангельское учение, которая освящает и укрепляет нас своими благодатными таинствами. Это та , к которой принадлежали Пророки, Апостолы, мученики и все святые, находящиеся в обителях небесных и одновременно составляющие с нами, их младшими братьями, одну великую Божью семью. Эта та Церковь, в которой мы удостаиваемсяпричастия животворящего Тела и Крови нашего Спасителя, дающего нам бессмертие.

И так, когда мы вникаем в пути промысла Божия в нашей жизни, то мы видим, что не столько долг и обязанность, сколько все существо наше, вся жизнь наша в настоящем и в будущем требует, чтобы мы не оставались бесчувственны к благодеяниям Божиим! К этому надо добавить, что наша благодарность нужна не Богу, но именно нам самим. Когда мы благодарим Бога, мы вспоминаем Еголюбовь к нам, Его постоянную заботу о нас и море материальных и духовных благ, которые Он ежедневно изливает на нас. Это воспоминание, проясняет наш разум , дает нам возможность отчетливее понять, в чем заключается цель нашей жизни, помогает нам отсеять второстепенное от главного.

К роме того, благодарность Богу рассеивает уныние, удаляет печаль, возвращает нам бодрость и жизнерадостность . Благодарность Богу можно уподобить теплым солнечным лучам, проникающим в темный погреб души. От соприкосновения с Духовным Солнцем душа согревается , человек делается добрее и готовым к любви.

Б удем же стараться ежедневно и, в особенности, по воскресным дням, благодарить своего Создателя и Спасителя – это послужит превосходным лекарством для нашей души!

Благодарственная Молитва (из молебна)

Господи Иисусе Христе Боже наш, Боже всякого милосердия и щедрот, милость Которого безмерна и человеколюбия – неизмеримая пучина! Мы, припадая к Твоему величию, со страхом и трепетом, как недостойные рабы, приносим благодарение Тебе о милостях, оказанных нам. Как Господа, Владыку и благодетеля, мы Тебя славим, хвалим, поем и величаем и, припадая, снова благодарим! Твое несказанное милосердие смиренно молим: как ныне Ты принял наши мольбы и исполнил их, так и в будущем дай нам преуспевать в любви к Тебе, к ближним и во всех добродетелях. И сподоби нас всегда благодарить и славить Тебя, вместе с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и единосущным Твоим Духом. Аминь.

Некоторые благодарственные и хвалебные псалмы :33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150. Псалмы, прославляющие Бога:8, 17, 92, 102, 103.

Благодарственный Акафист

Составлен в сороковых годах протоиереем о. Григорием Петровым в одном из сталинских концлагерей, в котором он, вероятно, и умер.

Нетленный Царю веков, содержащий в деснице Своей все пути жизни человеческой, силою спасительного промысла Твоего. Благодарим за все ведомые и сокровенные благодеяния Твои, за земную жизнь и за небесные радости Твоего будущего Царства. Простирай нам впредь Твои милости, поющим: Слава Тебе, Боже, во веки!

Слабым беспомощным ребенком родился я в мир, но Твой Ангел простер светлые крылья, охраняя мою колыбель. С тех пор любовь Твоя сияет на всех моих путях, чудно ведя меня к свету вечности. Славно щедрые дары Твоего промысла явлены с первого дня и до ныне. Благодарю и взываю со всеми, познавшими Тебя: Слава Тебе, призвавшему меня к Жизни; Слава Тебе, явившему мне красоту вселенной; Слава Тебе, раскрывшему предо мною небо и землю как вечную книгу мудрости; Слава Твоей вечности среди мира временного; Слава Тебе за тайные и явные милости Твои; Слава Тебе за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости; Слава Тебе, Боже, во веки!

Господи, как хорошо гостить у Тебя: благоухающий ветер, горы, простертые в небо, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, вся полна ласки, и птицы и звери носят печать Твоей любви. Благословенна мать земля с ее скоротекущей красотой, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте звучит: Аллилуйя!

Ты ввел меня в эту жизнь, как в чарующий рай. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услышали умиротворяющий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные и сладкие плоды и душистый мед. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях.

Слава Тебе за праздник жизни; Слава Тебе за благоухание ландышей и роз; Слава Тебе за сладостное разнообразие ягод и плодов; Слава Тебе за алмазное сияние утренней росы; Слава Тебе за улыбку светлого пробуждения; Слава Тебе за вечную жизнь, предвестницу небесной. Слава Тебе, Боже, во веки!

Силой Духа Святого дышит каждый цветок, тихое веяние аромата, нежность окраски, красота Великого в малом. Хвала и честь животворящему Богу, простирающему луга, как цветущий ковер, венчающему поля золотом колосьев и лазурью васильков, а души – радостью созерцания. Веселитесь и пойте Ему: Аллилуйя!

Как ты прекрасен в торжестве весны. Когда воскресает вся тварь и на тысячи ладов радостно взывает к Тебе: Ты источник жизни, Ты победитель смерти. При свете месяца и пении соловья стоят долины и леса в своих белоснежных подвенечных уборах. Вся земля – невеста Твоя, она ждет Тебя – Нетленного Жениха. Если Ты траву так одеваешь, то как же нас преобразишь в будущий век воскресения, как просветятся наши тела, как засияют души!

Слава Тебе извлекшему из темноты земли разнообразные краски, вкус и аромат. Слава Тебе за радушие и ласку всей природы. Слава Тебе за то, что Ты окружил нас тысячами Твоих созданий. Слава Тебе за глубину Твоего разума, запечатленного во всем мире; Слава Тебе, благоговейно целую следы Твоей незримой стопы. Слава Тебе, зажегшему впереди яркий свет вечной жизни; Слава Тебе, за надежду бессмертной нетленной красоты; Слава Тебе, Боже, во веки!

Как Ты услаждаешь думающих о Тебе, как животворно святое Слово Твое, мягче елея и сладостнее сот беседа с Тобой. Окрыляет и живит к Тебе; каким трепетом тогда наполняется сердце и как величава и разумна становится тогда природа и вся жизнь! Где нет Тебя – там пустота. Где Ты – там богатство души, там живым потоком изливается песнь: Аллилуйя!

Когда на землю сходит закат, когда воцаряется покой вечного сна и тишина угасающего дня, я вижу Твой чертог под образом сияющих палат и облачных теней зари. Огонь и пурпур, золото и лазурь пророчески говорят о неизреченной красоте Твоих селений, торжественно зовут: пойдем к Отцу! Слава Тебе в тихий час вечера;

Слава Тебе, излившему миру великий покой; Слава Тебе за прощальный луч заходящего солнца; Слава Тебе за отдых благодатного сна; Слава Тебе за Твою благость во мраке, когда далек весь мир; Слава Тебе за умиленные молитвы растроганной души. Слава Тебе за обещанное пробуждение к радости вечного невечернего дня; Слава Тебе, Боже, во веки!

Не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет светильник Твоего огня. Кругом непогода и тьма, ужас и завывание ветра. А в душе у него тишина и свет. Там Христос! И сердце поет: Аллилуйя!

Я вижу небо Твое, сияющее звездами. О, как Ты богат, сколько у Тебя света! Лучами далеких светил смотрит на меня вечность, я так мал и ничтожен, но со мною Господь, Его любящая десница всюду хранит меня. Слава Тебе за непрестанные заботы обо мне; Слава Тебе за промыслительные встречи с людьми; Слава Тебе за любовь родных, за преданность друзей; Слава Тебе за кротость животных, служащих мне; Слава Тебе за светлые минуты моей жизни; Слава Тебе за ясные радости сердца; Слава Тебе за счастье жить, двигаться и созерцать; Слава Тебе, Боже, во веки!

Как Ты велик и близок в мощном движении грозы, как видна Твоя могучая рука в изгибах ослепительных молний, дивно величие Твое. Глас Господень над полями и в шуме лесов, глас Господень в рождении громов и дождей, глас Господень над водами многими. Хвала Тебе в грохоте огнедышащих гор. Ты сотрясаешь землю, как одежду. Ты вздымаешь до неба волны морские. Хвала смиряющему человеческую гордыню, исторгающему покаянный вопль: Аллилуйя!

Как молния, когда осветит чертоги пира, то после нее жалкими кажутся огни светильников, так Ты внезапно блистал в душе моей во время самых сильных радостей жизни. И после молниеносного света Твоего какими бесцветными, темными, призрачными казались они. Душа гналась за Тобою. Слава Тебе, край и предел высочайшей человеческой мечты!

Слава Тебе, за нашу неутомимую жажду богообщения; Слава Тебе, вдохнувшему в душу вечную тоску по небу; Слава Тебе, облекшему нас тончайшими лучами Твоими; Слава Тебе, сокрушающему власть духов тьмы, обрекшему на уничтожение всякое зло; Слава Тебе за откровения Твои, за счастье чувствовать Тебя и жить с Тобою; Слава Тебе, Боже, во веки!

В дивном сочетании звуков слышится зов Твой. Ты открываешь нам преддверие грядущего рая в мелодичности пения, в гармоничных тонах, в высоте музыкальных красот, в блеске художественного творчества. Все истинно прекрасное могучим призывом уносит душу к Тебе, заставляет восторженно петь: Аллилуйя!

Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысль художников, поэтов, гениев науки. Силой сверхсознания они пророчески постигают законы Твои, раскрывая нам бездну творческой премудрости Твоей. Их дела невольно говорят о Тебе: о, как Ты велик в своих созданиях, о, как Ты велик в человеке.

Слава Тебе, явившему непостижимую силу в законах вселенной; Слава Тебе. Вся природа полна законов Твоего бытия; Слава Тебе за все открытое нам по благости Твоей; Слава Тебе за то, что Ты сокрыл по мудрости Твоей; Слава Тебе за гениальность человеческого ума; Слава Тебе за животворящую силу труда; Слава Тебе за огненные языки вдохновения; Слава Тебе, Боже, во веки!

Как близок Ты в дни болезни. Ты Сам посещаешь больных, Ты Сам склоняешься у страдальческого ложа и сердце беседует с Тобой. Ты миром озаряешь душу во время тяжких скорбей и страданий, Ты посылаешь нежданную помощь. Ты утешаешь, Ты любовь испытующая и спасающая, Тебе поем песнь: Аллилуйя!

Когда я в детстве впервые сознательно призвал Тебя, Ты исполнил мою молитву, и душу осенил благоговейный покой. Тогда я понял, что Ты – благ и блаженны прибегающие к Тебе. Я стал призывать Тебя снова и снова, и ныне зову.

Слава Тебе, исполняющему во благих желания мои; Слава Тебе, бодрствующему надо мною день и ночь; Слава Тебе, врачующему скорби и утраты целительным течением времени; Слава Тебе, с Тобою нет безнадежных потерь, Ты даруешь всем вечную жизнь; Слава Тебе, Ты одарил бессмертием все доброе и высокое, Ты обещал желанную встречу с умершими; Слава Тебе, Боже, во веки!

Отчего вся природа таинственно улыбается в дни праздников? Отчего тогда в сердце разливается дивная легкость, ни с чем земным не сравнимая, и самый воздух алтаря и храма становится светоносным? Это веяние благодати Твоей, это отблеск фаворского света, когда небо и земля хвалебно поют: Аллилуйя!

Когда Ты вдохновлял меня служить ближним, а душу озарял смирением, тогда один из бесчисленных лучей Твоих падал на мое сердце, и оно становилось светоносным, как железо в огне. Я видел Твой таинственный, неуловимый Лик.

Слава Тебе, преображающему нашу жизнь делами добра; Слава Тебе, запечатлевшему несказанную сладость в каждой заповеди Твоей; Слава Тебе, пребывающему там, где благоухает милосердие; Слава Тебе, посылающему нам неудачи и скорби, дабы мы были чутки к страданиям других; Слава Тебе, положившему великую награду в самоценности добра; Слава Тебе, принимающему высокие порывы нашей души; Слава Тебе, возвысившему любовь превыше всего земного и небесного; Слава Тебе, Боже, во веки!

Разбитое в прах нельзя восстановить, но Ты восстанавливаешь тех, у кого истлела совесть, Ты возвращаешь прежнюю красоту душам, безнадежно потерявшим ее. С Тобой нет непоправимого. Ты весь любовь. Ты – Творец и Восстановитель, Тебя хвалим песнью: Аллилуйя!

Боже мой, ведающий отпадение гордого ангела денницы. Спаси меня силою благодати, не дай мне отпасть от Тебя, не дай забыть мне все Твои благодеяния и дары, не дай усомниться в Тебе. Обостри слух мой, дабы во все минуты жизни я слышал Твой таинственный голос и взывал к Тебе, вездесущему.

Слава Тебе за промыслительное стечение обстоятельств; Слава Тебе за благодатные предчувствия; Слава Тебе за указания тайного голоса; Слава Тебе за откровения во сне и наяву; Слава Тебе, разрушающему наши бесполезные замыслы; Слава Тебе, страданиями отрезвляющему нас от угара страстей; Слава Тебе, спасительно смиряющему гордыню сердца; Слава Тебе, Боже, во веки!

Через ледяную цепь веков я чувствую тепло Твоего Божественного дыхания, слышу струящуюся кровь. Ты уже близок, сеть времени рассеялась. Я вижу Твой Крест – он ради меня. Мой дух в прахе перед Крестом: здесь торжество любви и спасения, здесь не умолкает во веки хвала: Аллилуйя!

Блажен, кто вкусит вечерю во Царствии Твоем, но Ты уже на земле приобщил меня этого блаженства. Сколько раз Ты простирал мне Божественной десницей Тело и Кровь Твою, и я, многогрешный, принимал эту святыню и чувствовал Твою любовь, несказанную, сверхъестественную.

Слава Тебе за непостижимую живительную силу благодати; Слава Тебе воздвигшему Свою, как тихое пристанище измученному миру; Слава Тебе, возрождающему нас животворящими водами крещения; Слава Тебе, Ты возвращаешь кающимся чистоту непорочных лилий; Слава Тебе, неиссякаемая бездна прощения; Слава Тебе за Чашу жизни, за Хлеб вечной радости; Слава Тебе, возведшему нас на небо; Слава Тебе, Боже, во веки!

Я видел много раз отражение славы Твоей на лицах умерших. Какой неземной красотой и радостью светились они, как воздушны, нематериальны были их черты, это было торжество достигнутого счастья, покоя, молчанием они звали к Тебе. В час кончины моей просвети и мою душу, зовущую: Аллилуйя!

Что моя хвала пред Тобой. Я не слыхал пения херувимов – это удел высоких душ, но я знаю, как хвалит Тебя природа. Я созерцал зимой, как в лунном безмолвии вся земля тихо молилась Тебе, облеченная в белую ризу, сияя алмазами снега. Я видел, как радовалось о Тебе восходящее солнце и хоры птиц гремели славу. Я слышал, как таинственно о Тебе шумит лес, поют ветры, журчат воды, как проповедуют о Тебе хоры светил своим стройным движением в бесконечном пространстве. Что моя хвала! Природа послушна Тебе, а я – нет; но пока живу, я вижу любовь Твою, хочу благодарить, молиться и взывать.

Слава Тебе, показавшему нам свет; Слава Тебе, возлюбившему нас любовью глубокой, неизмеримой, божественной; Слава Тебе, осеняющему нас светом, сонмами ангелов и святых; Слава Тебе, всесвятый Отче, заповедавший нам Твое Царство кровью Сына Твоего; Слава Тебе, Дух Святой, животворящее солнце будущего века; Слава Тебе за все, о Троице Божественная, всеблагая; Слава Тебе, Боже, во веки!

О, всеблагая и животворящая Троице! Прими благодарение за все милости Твои и яви нас достойными Твоих благодеяний, дабы, умножив вверенные нам таланты, мы вошли в вечную радость Господа своего с победной хвалой: Аллилуйя!