» »

Срок службы счетчиков горячей и холодной воды. Как происходит поверка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах Обязательна ли поверка

27.07.2019

Существует, так называемый, межповерочный интервал счетчиков воды, который обязан к соблюдению потребителями.

И этому есть свои объяснения. За счёт износа деталей прибора по учёту воды могут возникать погрешности в точности показаний, как в большую, так и меньшую сторону. Также поверку необходимо проводить в лабораториях на соответствующем оборудовании.

Какова периодичность

Любой счётчик воды имеет в своём техническом паспорте межповерочный интервал. У различных производителей интервалы варьируются и в основном укладываются в таких периодах:

  • счётчики холодной воды от 4 до 6 лет;
  • для горячего водоснабжения интервал составляет также до 6 лет.

С 17 мая 2013 года приказом Федерального агентства по метрологии и техническому регулированию № 509 для счётчиков учёта ГВС интервал между поверками закладывается сроком на 6 лет.

По заявлениям производителей водосчётчиков их изделия могут проработать в нормальном режиме от 8 до 15 лет без потери качества измерений. Тестирование проводится в заводских лабораториях с использованием питьевой воды подготовленной по ГОСТам.

В реальности счётчики устанавливаются на изношенные сети трубопроводов. В воде присутствуют химические и механические примеси, негативно сказывающиеся на работе измерительного прибора.

Негативным фактором, снижающим МПИ (межповерочный интервал) является и давление воды в трубопроводах. Ночью давление из-за отсутствия разбора воды потребителями повышенное, а в дневное время и утром оно падает.

Возьмите на заметку: домовое водоснабжение, в основном, не снабжено системами выравнивания давления воды. Периодические воздействия (скачки давления) приводят к преждевременному износу счётчиков. Поэтому производители снижают пороги межповерочных интервалов.

Проблема низкого качества воды и изношенных трубопроводов косвенно сказывается на потребителе в такой форме как необходимость проводить поверку приборов учёта с такой маленькой периодичностью.

Процедура проведения поверки

Потребитель обязан периодически сдавать счётчик воды на поверку.

Наступление срока поверки определяется не от момента ввода в эксплуатацию прибора, от даты проведения заводской поверки (если такие данные отсутствуют, то за основу принимается дата выпуска).

Прежде чем сдать счётчик на поверку потребитель должен согласовать эту процедуру с управляющей компанией. Демонтаж и монтаж счётчика выполняется за счёт потребителя.

Полезно знать: вся процедура поверки прибора может занять до трёх недель. За этот период следует подать заявление о перерасчёте потребления воды по средним нормам.

В случае положительных результатов поверки в паспорте счётчика ставится отметка с указанием даты. Если прибор показал отклонения в работе, то его вскрывают, производят замену изношенных деталей и затем регулировку. В таких случаях потребителю на руки выдаётся «Свидетельство о поверке».

В целом процедура длится довольно долго, связана с неудобствами и денежными затратами. Поверочная лаборатория за свои услуги взимает плату. Размеры оплат в различных центрах могут отличаться, но для потребителя они не так уж и дешевы.

В некоторых случаях выгоднее провести замену на новый водный счётчик, чем сдавать его на поверку. Фирмы, специализирующие на услугах такого рода, заменят счётчик, выдадут соответствующий сертификат.

Альтернативная поверка

Для людей ценящих своё время существует альтернативный способ поверки счётчика.

Процедуру поверки счётчика можно провести на дому без снятия прибора учёта. Выгода очевидна. Не надо выкраивать время на приезд мастера и снятие счётчика в первый раз и во второй раз на установку поверенного прибора.

По вашей заявке мастер выполнит всю работу в удобное для клиента время. Компактное специальное метрологическое оборудование позволит провести процедуру поверки счётчика воды без демонтажа.

Обратите внимание: по окончании работы мастер выдаст свидетельство о поверке прибора, которое следует представить в свою обслуживающую компанию.

Кроме этого, стоит такая услуга дешевле, чем поверка в условиях стационарной лаборатории.

Выбор счётчика воды

Для получения сертификата и лицензии на производство недобросовестные производители прибегают к таким уловкам как представление идеальных опытных образцов продукции на испытания.

В серию идут изделия из дешёвых комплектующих и низкокачественного сырья. Заявленные сроки службы не выдерживают никакой критики, когда счётчик начинает выдавать неадекватные показатели .

На рынке можно купить дешёвые подделки под известные бренды. Внимательно относитесь к выбору прибора учёта.

Желательно приобретать счётчики в специализированных салонах, магазинах имеющих лицензии и положительные отзывы покупателей.

Объяснения специалистов о межпроверочном интервале счетчиков воды смотрите в следующем видео:

VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием
приборов учета, основания и порядок проведения проверок
состояния приборов учета и правильности снятия их показаний


80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
– сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
– предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
– тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
– сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
– показания прибора учета на момент его установки;
– дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

81(1). Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

81(2). В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

81(3). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.

81(4). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.

81(5). Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.

81(7). Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

81(9). Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

81(10). Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

81(14). Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

82. Исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

84. При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

85. Проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;
в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте "а" настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте "б" настоящего пункта;
г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом "б" или "в" настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами;
д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю;
е) исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.

Граждане в целях экономии заинтересованы в установке индивидуальных контрольно-измерительных приборов. Абсолютное большинство пользователей коммунальных услуг не сталкиваются с нестандартными ситуациями. Однако, в частности, воды является не только инструментом государственного регулирования российского рынка сантехуслуг, но и объектом юридических оспариваний со стороны населения. К сожалению, проблема «узких мест» существует и в данной сфере государственного нормативного регулирования учета потребления воды.

Эта статья преследует цель осветить аспекты предоставления данной услуги. Для привязки выберем ЖКХ г. Москвы с его нормативным полем.

Общий взгляд

Нужна ли поверка счетчиков воды? Конечно, да. Ее потребность усиливается старыми ржавеющими водопроводами, водой низкого качества, некачественными счетчиками. Эта процедура (правда, различным образом регламентированная) нормативно присутствует в муниципальном регулировании различных стран. Примерами ее четкого регламентирования могут послужить Германия и Соединенные Штаты.

Как известно, устройства, с помощью которых потребители отслеживают свое потребление воды, принято классифицировать как индивидуальные (ИПУ). Этот термин также как синоним будет встречаться в нашем тексте.

Как организуется обслуживание различных счетчиков? Согласно международному опыту, желателен годичный цикл их сервисного обслуживания. Относительно рассматриваемых нами счетчиков можно сказать, что это может исходить даже из одной технической подробности: засорения фильтров. А их, как известно, как раз и рекомендовано раз в год чистить.

Обращение гражданина

Для проверки установленного в своем жилище счетчика гражданин обращается в коммерческую компанию, лицензионно допущенную к таким работам. Не спешите идти в те сервисные организации, которые осаждают ваш почтовый ящик письмами (хотя если идти по кратчайшему пути, то это тоже вариант).

Экономные люди находят для себя сервисную компанию с наиболее демократичными тарифами. При этом оговаривается возможность фирмы не менять, а поверять имеющиеся счетчики (это дешевле). Если предполагается установка, поинтересуйтесь, устанавливает ли компания счетчики, купленные пользователями. Честь вам и слава, если выберете в фирменном магазине, исходя из конфигурации своих труб, немецкие счетчики фирм "ABB", "Ценнер-Водоприбор", "Viterra", "Wehrle". Это высшая лига. Можно выбрать и российский (при этом помня, что изготовлен он по западной лицензии). Однако в последнем случае стоит поинтересоваться его периодом проверки, зафиксированным в инструкции.

При этом (немаловажное обстоятельство!) вам следует документально подготовиться к проверке по имеющимся у вас счетчикам. Следует иметь при себе техпаспорта устройств, акты об их и опломбировании, предварительные акты поверок. Если в документах будет пробел, можете рассчитывать на дополнительные расходы.

О правовых аспектах, сопровождающих сделку, мы выскажем наши соображения потом. А пока что уясним, какой срок поверки счетчиков воды. В ЖЭКе вам ответят, не запинаясь: «Для счетчиков горячей воды - 4 года; для холодной - 5-6 лет».

Сроки поверки вам забыть не дадут

Накануне, как правило, потребитель получает извещение от управляющей компании (как вариант - из ЖЭКа.) Этот процесс находится на строгом учете, ведь периодическая поверка измерительных приборов является важной доходной статьей ЖКХ. При этом должно учитываться, что горячей воды традиционно производится чаще. Однако в любом случае вся информация по установкам, поверкам и т. д. ваших устройств должна быть представлена вами в управляющую компанию и согласована с нею.

Как говорилось выше, непосредственно для проверки вы обращаетесь в сервисную организацию. Не обязательно в коммерческую, можно в центр региональной метрологии и стандартизации или в Мосводоканал. Если вы затрудняетесь найти исполнителя проверки, обратитесь за подсказкой в управляющую компанию, которая порекомендует нужную организацию.

Два типа сервисных компаний, обслуживающих счетчики

Существует два варианта ТО: периодическое, раз в 4-5 лет (при нем за основу берется срок поверки счетчика горячей воды), и постоянное (помесячное) сервисное обслуживание. В первом случае оплата потребителем производится по факту поверки. Во втором она разбита на равные части и происходит ежемесячно вместе с квартирной платой.

Относительно второго варианта: проведение сервисного обслуживания закрепляется одноименным договором. Этот подход в большей степени соответствует техническим нормам. В этом случае сама поверка не оплачивается в отдельности потребителем. В сервисных компаний показывается этот процесс как «бесплатная поверка счетчиков воды».

Зачастую сервисные компании практикуют акции бесплатной первой поверки и установки (что, в принципе, выгодно и им, и потребителям), когда клиент подписывает с ними договор на сервисное обслуживание. Чего не сделаешь, чтоб утереть нос конкурентам, отвадив от них потребителей?

При таких обстоятельствах сервисные компании временно идут на некоторые издержки, гарантированно оплачиваемые клиентом в будущем. Впрочем, предметом нашего обсуждения является периодическое обслуживание.

Тук-тук. Я - монтер

Как мы уже упоминали выше, потребитель связывается с сервисным центром по телефону или посредством формы на сайте. Если говорить об исполнительской стороне вопроса, то поверка счетчиков горячей воды, так же, как и холодной, осуществляется двумя способами: с заменой устройства и без нее.

Немаловажное обстоятельство: специалисты, прибывшие для осуществления поверки, должны иметь при себе копию аттестата, уполномочивающего их выполнять такие работы. Его подлинность проверяется с помощью госреестра аккредитации.

Поверка счетчика без замены

При «чистой поверке» наиболее удобным и экономичным для москвичей является классическое сервисное обслуживание водных счетчиков при помощи переносной поверочной установки УПСЖ-3-ПМ.

Практически это выглядит следующим образом. С помощью переходника соединяют установку со смесителем, предварительно обеспечив слив из нее в раковину. На предельной струе воды производится измерение. Затем при таком же хронометраже - на действующем пользовательском измерительном приборе. При этом допустимы отклонения - плюс-минус 5%. Такая поверка счетчиков воды без снятия, длящаяся 30-40 минут, наиболее массовая.

В случае если индивидуальному прибору учета, в целом исправному, требуется углубленное обследование, его демонтируют (клиенту временно предоставляется другой счетчик в замену). Демонтированное устройство доставляют в лабораторию. Ориентировочное время его проверки - двое суток. Не из-за трудоемкости (занимает она те же 30-40 минут), а из-за наличия значительных объемов однородной работы и, соответственно, очередности. Таким образом, поверка счетчиков воды без снятия производится уполномоченными (лицензированными) компаниями. Для потребителя же она обходится в сумму, составляющую порядка одной тысячи рублей.

Поверка с заменой счетчика

Данный вид техобслуживания, как правило, производится сервисными компаниями с использованием заранее закупленных ими индивидуальных контрольно-измерительных приборов. Стоимость таких работ выше, чем рассмотренного нами ранее сервиса без снятия счетчиков. Здесь представлены усредненные цены, поэтому указывается, поверка счетчика холодной воды имеется в виду или горячей. Примерные тарифы этих работ представлены в таблице 1.

Таблица 1. Стоимость поверочных работ относительно счетчиков ГВС (ХВС) в г. Москва

Вид ТО

Стоимость работ

Установка водосчетчика

от 1,5 до 1,8 тыс. руб.

Установка счетчиков холодной/горячей воды

от 3,0 тыс. руб до 4,5 тыс. руб.

Поверка без снятия водосчетчика

от 0,95 тыс. руб.

Поверка с заменой счетчика

1,6 тыс. руб.

Техобслуживание счетчика воды

от 0,24 тыс. руб до 0,66 тыс. руб

Правовое регулирование

Если практическая сторона вопроса проста и понятна, то о правовой так сказать язык не поворачивается. Начнем с недавней истории оказания данной услуги в Белокаменной (как мы убедимся далее, это имеет значение). С 2004 года и в течение 7 лет она регулируется постановлением московского правительства №77-ПП от 10.02.2004, согласно которому срок поверки счетчиков воды определялся 5-6 годами для холодной (в зависимости от конструкции) и 4 годами для горячей воды.

Тем самым были созданы максимально выгодные условия для лицензированных посредников на рынке этой услуги и для повышения тарифов.

Далее ситуацию пытаются изменить в сторону демократизации цен на услугу. Федеральный закон № 102-ФЗ «О единстве измерений» статьей №13 устанавливает, что межпроверочный интервал должен определяться изготовителем (а он зачастую больше, чем 4-6 лет). Процесс развивается. Московское Правительство 26.12.2012 г. убирает спорный пункт 3.1 постановления №77-ПП новым Постановлением №831-ПП «О внесении изменений…». Наконец-то сказано принципиально, что срок поверки счетчиков воды привязывался не к административно установленному нормативу, а к техническим параметрам, указанным в техпаспорте устройства. Однако не все так просто!

Позиция прокуратуры. Восстановление правовых норм

Такой шаг был вынужденным - под давлением Прокуратуры, отреагировавшей на многочисленные жалобы граждан. Высшим органом, надзорным за исполнением законодательства, установлено, что вышеупомянутый п. 3.1, необоснованно устанавливающий периодичность поверки счетчиков воды, не соответствует законодательству РФ.

На это указал в своем официальном письме первый зам. генерального прокурора РФ А. Бусман. Именно под давлением прокуратуры для устранения коллизии с действующим законодательством, собственно говоря, и принято постановление №831-ПП. Потребители жаловались не только на необоснованность тарифов, но и на то, что поверка счетчиков воды без снятия системно по произволу поверяющих посредников замещалась более дорогой заменой на некачественный счетчик, гарантированно ломающийся через 3-4 года.

Такой вариант развития рынка серьезно урезал интерес посредников, сумевших за период с 2004 года «врасти» как в управляющие компании, так и в ЖЭКи. Кроме того, очевидно, что Постановление №831-ПП подписано Правительством Москвы вынужденно (с подачи Прокуратуры), т. е., как говорится в народе, «подписано с неохотой». Очевидно, что и исполняется оно все с той же «неохотой». Доказательством этой крамольной мысли можно считать реальные обстоятельства, изложенные ниже.

Позиция посредников

На данном этапе Постановлению, принятому Собяниным, системно противодействует схема, в которой на видимом уровне участвуют коммерческие посредники, федеральные управляющие компании.

Конечно, в ней есть и свои бреши, однако не всякий гражданин имеет достаточно средств и времени, чтобы «поднять» этот вопрос в прокуратуре. На это и делается ставка.

На первом шагу общения с потребителем операторы лицензированных компаний принципиально отрицают его действенность. «Такого постановления не существует!» - утверждают они, фактически «по-старому» привязывая срок проверки счетчиков воды к 6 и 4 годам, т. е. якобы находясь в правовом поле уже отмененного Постановления. Доводы коммерсантов достаточно критичны: «Если бы оно существовало, мы бы знали!» Не кажется ли вам, дорогие читатели, что данная логика заранее проигрышна для любого потребителя, чем напоминает классический образец «Уловки 22»? «Коммерсанты» отправляют «слишком умных» пользователей за консультацией в управляющую компанию.

Позиция управляющих компаний

Далее вступает в действие «игрок №2» - федеральная управляющая компания. Она так же «искренне», как и коммерческий посредник, «не знает» про периодичность поверки счетчиков воды, согласно Постановлению 328. Но в отличие от комерсантов, она обладает рычагами давления на потребителя.

Будем оперировать фактами: в данной ситуации управляющая компания работает в «полностью автономном режиме». Проследим этот момент:

  1. Фактически сама устанавливает норматив сроков проверки счетчиков (по своему произволу «реанимировав» отмененный норматив).
  2. Сама организует контроль и оповещение (используя «помощь» коммерческих посредников и ЖЭКов).
  3. Если истек срок поверки счетчика воды, УК сама карает рублем потребителей, просрочивших неправовым образом назначенный период проверки. Они переводятся с индивидуальных на общедомовые приборы учета, при этом изменяется формула счисления расхода воды. (Согласно нормативу (значение примерно), 9 м 3 на человека, исходя из количества прописанных людей, вне зависимости от их фактического наличия.)

Неужели управляющие компании обладают достаточным «державным» потенциалом для неисполнения нормативных требований Постановления №831-ПП? Вопрос, конечно же, риторический.

Вывод

Вышеизложенная ситуация на столичном рынке поверки счетчиков воды требует своего правового разрешения со стороны государства. Говоря языком макроэкономики, проблема в том, что на рынке многочисленных сервисных компаний не возникает чистой конкуренции, приводящей к качеству услуги и действительно Так получается по одной простой причине: все организации, сотрудничая с государственной монополией (управляющими компаниями), по сути становятся той же монополией.

А монополия ведет себя адекватно своей природе - максимизирует прибыль. При этом страдает население.

Пример наиболее экономного на сегодняшний день варианта поверки демонстрирует Мосводоканал. Поверка счетчиков воды, проводимая специалистами данного предприятия, в два раза дешевле, чем у других лицензированных сервисных компаний - порядка 474 руб. Это хороший сигнал для игроков данного рынка - понизить и без того высокую норму прибыли.

Напрашивается вывод о необходимости более активного государственного регулирования нормы сверхприбыли данной монополии, где решающую роль должно сыграть Правительство Москвы совместно с Прокуратурой в духе надзора за исполнением Постановления №831-ПП. Срок поверки счетчиков воды должен быть установлен согласно международной практике решения этого вопроса: не декларативно, а согласно техническим инструкциям. Последнее было бы логично.

Сегмент коммунального хозяйства в нашей стране жестко регламентируется законодательством. Так, установлен срок поверки счетчиков холодной и горячей воды. Под данным понятием подразумевается процедура измерения точности показателей прибора.

Проводится это мероприятие обязательно в присутствии уполномоченного лица (представителя ТСЖ либо сотрудника водоканала). Если погрешность показателей выше установленной нормы, то выписывается акт, согласно которому прибор нуждается в замене. В противном случае, оно допускается к эксплуатации.

Обязательна ли данная процедура

Когда закончится регламентированный срок поверки прибора индивидуального учета, его показания будут официально признаны недействительными. Каких-либо штрафных санкций за просрочку данной процедуры законодательством РФ не предусмотрено. Однако в таком случае человек будет платить за водоснабжение не по счётчикам, а по нормативным показателям за последние 6 месяцев. Они рассчитываются, исходя из количества прописанных в квартире человек.

В некоторых регионах РФ (преимущественно в республиках и автономных округах) имеются определенные поправки в данном регламенте. Так может разниться срок, за который проводят подсчет нормативных показателей (не 6, а 3 месяцев). Поэтому лучше уточнять данную информацию в органах местного самоуправления, либо напрямую в своём ТСЖ.

Обратите внимание: люди с временной регистрацией в жилплощади также будут увеличивать общие расходы на водоснабжение.

Нормативы периодов поверки счетчиков воды

В настоящий момент законодательством РФ предусмотрены следующие сроки поверки счетчиков:

  1. Для холодной воды — 1 раз в 6 лет.
  2. Для горячей — 1 раз в 4 года. Это обусловлено тем, что высокие температуры способствуют снижению эксплуатационного периода устройства. К тому же, в горячей воде присутствуют некоторые частицы, оказывающие отрицательное воздействие на работоспособность счетчика.

После проведения процедуры поверки потребитель обязан предоставить составленные документы в местный ЕИРЦ.

Действия по истечению срока поверки

Когда срок поверки счётчика прошел, ему требуется замена в обязательном порядке. Устанавливать новый прибор учета должен потребитель самостоятельно за свой счёт. Обычно люди предпочитают доверять эту работу специализированным фирмам (многие ТСЖ сами предлагают это сделать за отдельную плату).

Обратите внимание: в период смены счетчика (зачастую ТСЖ не слишком быстро отправляют сотрудников для выполнения данной задачи) потребитель будет платить за водоснабжение по средним показателям.

После этого проводится опломбирование счетчика. Данную процедуру должен бесплатно производить ТСЖ. Жильцу необходимо составить соответствующее заявление и представить документы на право владения объектом недвижимости.

В некоторых случаях процедура замены счетчика производится досрочно. Причины могут быть следующие:

  1. Неисправность прибора. Наиболее популярная поломка – диски вращаются при отключенной воде.
  2. Прошел эксплуатационный период счетчика.
  3. Обнаружен заводской брак.
  4. Утерян паспорт на прибор индивидуального учета и данный факт выявлен сотрудником контроля водоканала.

На видео о процедуре поверки счетчиков

Заключение

Своевременная поверка счетчиков холодной и горячей воды необходима в первую очередь самому потребителю. Если данный прибор начнёт «барахлить», это может серьезно увеличить платежи за водоснабжение. Поэтому не забывайте своевременно сверять и при необходимости заменять приборы индивидуального учета.

Наличие общедомового прибора учета (ОДПУ) - важная часть системы диспетчеризации многоквартирного дома. Фиксируя реальное потребление ресурса в рамках дома, общедомовой счетчик дает возможность не переплачивать за потери, возникшие в сетях поставщика.

Важным условием при этом является правильная работа приборов учета, достигаемая путем своевременной поверки счетчиков.

Зачем производить поверку общедомовых счетчиков

Поскольку со временем детали счетчиков изнашиваются, приборы могут давать неточные показания. Для того, чтобы проверить счетчик на корректность исчисления показаний и возможные дефекты, и производится поверка счетчиков.

Поверка предполагает обследование прибора учета на предмет соответствия всех характеристик метрологическим требованиям. Во время поверки выявляется наличие или отсутствие различных дефектов, от которых зависит погрешность ОДПУ в результате его работы. Если поверка выявляет, что прибор учета соответствует необходимым требованиям, его оставляют работать на новый срок. В случае выявления каких-либо дефектов счетчик ремонтируется, а при невозможности или нецелесообразности ремонта - меняется на новый.

Необходимость поверки общедомовых приборов учета следует из Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г.

К применению допускаются средства измерений, прошедшие проверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. 102-ФЗ ст. 9. п. 1, ст.12. п.1

Кроме того, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», обязывают потребителей к проведению поверок счетчиков в установленные сроки.

Потребители обязаны обеспечивать проведение поверок коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета. ПП РФ РФ № 354 от 06.05.2011, п. 34

При просрочке срока поверки ОДПУ эксплуатация счетчиков запрещена. Оплата коммунальных услуг в таком случае начисляется не по фактическому потреблению, а по нормативу.

Как часто производится поверка общедомовых счетчиков

Поверка общедомовых счетчиков в обязательном порядке производится по окончанию «сроков поверки», указанных в технической документации на ОДПУ. Такие сроки устанавливаются заводами-изготовителями. В течение этих сроков гарантируется точность измерений, а по их окончании прибор учета поверяется на исправность.

Управляющие организации многоквартирных домов с установленными ОДПУ заключают с ресурсоснабжающими организациями договоры поставок коммунальных ресурсов и ведут расчеты в соответствии с порядком, изложенным в «Правилах предоставления коммунальных услуг...». В 2013 году правительство редактировало эти Правила, добавив подпункт об обязанностях потребителей проводить поверки общедомовых приборов учета в сроки, установленные их технической документацией.

Потребители обязаны обеспечивать проведение поверок коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. ПП РФ РФ № 354 от 06.05.2011, п. 34, пп. «е»

Поверка общедомовых счетчиков воды

Поверка общедомовых приборов учета воды проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 8.156 (п.3.4.8) и МИ 1592-99. Согласно этим источникам, поверка ОДПУ воды заключается во внешнем осмотре счетчика, проверке его герметичности и определении его относительной погрешности.

При внешнем осмотре ОДПУ воды проверяется:

  • соответствие комплектности требованиям нормативно-технической документации на счетчик конкретного типа;
  • состояние лакокрасочного покрытия;
  • четкость надписей на маркировочной табличке, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчетного устройства;
  • отсутствие пятен, трещин и сколов, влияющих на считывание показаний;
  • отсутствие загрязнений на стекле, закрывающем циферблат и отсчетное устройство;
  • наличие стрелки, указывающей направление потока воды.

Герметичность счетчиков проверяют путем создания гидравлическим прессом в рабочей полости давления 1,6 МПа (16 кгс/см). Результаты проверки считают удовлетворительными, если после выдержки в течение 15 мин в местах соединений и корпусе не наблюдается отпотевания или течи воды.

Относительную погрешность ОДПУ воды определяют при трех поверочных расходах - номинальном, переходном и минимальном. При каждом расходе выполняется одно измерение и не допускается усреднение погрешности, определенной при различных расходах.

Поверка общедомовых счетчиков тепла

Методы поверки общедомовых приборов учета тепла определяются согласно правилам Госстандарта РФ. В соответствии с требованиями Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», в заводской документации на единое средство измерения тепловой энергии и теплоносителя должен быть раздел «Методика выполнения измерений».

В общем виде поверка ОДПУ тепла состоит из внешнего осмотра, поверки электрического сопротивления изоляции счетчика и определения его метрологических характеристик.

Внешний осмотр ОДПУ тепла включает:

  • выявления внешних неисправностей и дефектов;
  • проверку маркировки;
  • проверку качества внешнего вида, исправности защитной арматуры и соединительных проводов;
  • проверку равенства длин проводов;
  • проверку отсутствия загрязненности поверхности защитной арматуры.

Проверку электрического сопротивления изоляции между чувствительным элементом счетчика и защитной арматурой проводят при температуре 25 (± 5) °С и относительной влажности воздуха от 45 до 80% мегомметром М4100/1 с переменой полярности напряжения. Сопротивление изоляции должно быть не менее 100 МОм.

Метрологические характеристики определяют по результатам измерений сопротивлений ТП при температурах 0 и 100° С. При этом сопротивления счетчика при температуре вблизи 0 и 100 °С определяют в соответствии с ГОСТ 8.461.

Поверка общедомовых счетчиков газа

Счетчики, снабженные устройствами пересчета результатов измерений объема газа, поверяют поэлементно или поканально по методике, изложенной в руководстве по эксплуатации. Поверку по каналу измерений объемного расхода и объема этих счетчиков проводят в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 8.324-2002. Такая поверка включает проведение внешнего осмотра и проведение испытаний с целью определения пригодности счетчика.

При внешнем осмотре ОДПУ газа устанавливается:

  • наличие паспорта на счетчик или свидетельства о предыдущей поверке;
  • наличие руководства по эксплуатации;
  • наличие протокола испытаний на герметичность и протокола испытаний на сопротивление изоляции;
  • наличие товарного знака предприятия-изготовителя;
  • наличие надписей с указанием типа, порядкового номера, года изготовления, наибольшего избыточного давления, максимального и минимального значений расхода.

Опробование счетчика проводят, пропуская через него поток воздуха со значением расхода не менее 10% номинального. Счетчик при этом должен работать устойчиво и без посторонних шумов. По результатам сравнения пропущенного через эталонный счетчик контрольного объема воздуха с показаниями поверяемого счетчика проверяют основную относительную погрешность.

Показания счетчиков могут быть сняты визуально по отсчетному устройству или, при наличии импульсного выхода, по числу зарегистрированных импульсов.

Поверка общедомовых счетчиков электроэнергии

Методики поверки ОДПУ электроэнергии разнятся в зависимости от модели счетчиков. В общем виде процедура включает в себя следующие действия:

  1. Проверка наличия паспорта на счетчик или свидетельства о предыдущей поверке.
  2. Осмотр счетчика на предмет наличия повреждений корпуса, внешних или внутренних частей - в том числе, проверяется прочность стекол, наличие индивидуального номера, соответствие комплектности заявленной модели и маркировки.
  3. Опробование и поверка правильности функционирования счетного механизма прибора учета. Для этого счетчик подключается к источнику питания и прогревается при номинальном напряжении и в таком же режиме подачи тока. Также допустима поверка, когда измеряется частота вращения диска и зажигания светодиодов за время изменения показаний счетного механизма на 2 цифры нижнего разряда.
  4. Проверка прочности электроизоляции. Не проверяется, если счетчик недавно ремонтировался или если с момента прошлой поверки счетчика его целостность не нарушалась, что подтверждается неповрежденной пломбой.
  5. Проверка отсутствия самохода. Для этого, при отсутствии тока в последовательной цепи и номинальном показателе напряжения источника питания счетчика, подается напряжение на параллельную цепь - 115% от номинального показателя.
  6. Поверка порога чувствительности электросчетчика. Проводится при номинальном значении напряжения параллельной цепи счетчика и таком же значении напряжения источника питания в приборе учета электроэнергии.

Также определяется соответствие систематической относительной или основной погрешности учета, предусмотренной изготовителем. Погрешность определяется методом косвенного измерения мощности. При этом используются вольтметр, амперметр и секундомер. Погрешность определяется путем сравнения показаний напряжения, силы тока или мощности нагрузки с указанными в технической документации к счетчику.

Методы поверки общедомовых счетчиков

Поверка общедомовых счетчиков проводится как в плановом режиме, так и внепланово. Внеочередная поверка проводится в случаях:

  • повреждения пломбы (поверительного клейма), либо в случае утраты свидетельства о поверке или вводе в эксплуатацию оборудования после периода длительного хранения;
  • повторной настройки, связанной с известным, либо предполагаемым повреждением счетчика.

Метрологическое обеспечение достоверности показаний ОДПУ заключается в периодической поверке этих приборов в специализированной организации. Например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории.

Поверка в метрологической лаборатории

Метрологическая поверка в лаборатории заключается в испытаниях прибора учета на специализированном оборудовании. При проверке ОДПУ в метрологической лаборатории счетчик, помимо проверки на соответствие обязательным требованиями, установленными нормативными документами по поверке, очищается от отложений и, при необходимости, ремонтируется.

Для поверки общедомового прибора учета в метрологической лаборатории счетчик демонтируют в присутствии представителя поставщика ресурса, который проверяет показания прибора учета и сохранность пломб. Таким образом, демонтаж ОДПУ сопряжен с необходимостью согласования даты и времени прибытия представителя ресурсной организации. Дальнейшая доставка ОДПУ в метрологическую лабораторию происходит по предварительной договоренности о дате поверки.

После проведения поверки необходим повторный вызов представителя поставщика ресурса для установки поверенного прибора учета, его опломбировки и составления «Акта ввода в эксплуатацию».

Поверка общедомовых счетчиков без снятия

Поверку общедомовых приборов учета возможно проводить и без снятия. Такой подход будет целесообразен в ветхих домах.

Дело в том, что в случае установки общедомового прибора учета в старом жилом фонде, его снятие подвергает риску состояние инженерной системы. Демонтаж ОДПУ может привести к нарушению целостности узлов и, как следствие, к затратам на ремонтные работы.

Для того, чтобы выполнить процедуру поверки без снятия, специалисты метрологической лаборатории могут приехать к месту установки счетчиков самостоятельно и с помощью переносной системы выполнить необходимые операции, не снимая приборы. В результате такой поверки, как и при поверке в метрологической лаборатории, определяется погрешность и составляется соответствующий акт.

Однако при поверке ОДПУ без снятия существует риск того, что какая-то деталь счетчика скоро выйдет из строя, что невозможно определить без лабораторного исследования. Как следствие, снижается достоверность данных об истинном техническом состоянии прибора учета.

Документы после поверки счетчиков

Если после проведения требуемых метрологических процедур, общедомовой прибор учета признается пригодным для дальнейшей эксплуатации, то, вне зависимости от выбранного метода поверки, после ее проведения оформляются следующие документы:

  • свидетельство о поверке;
  • договор о проведении поверки;
  • документ, подтверждающий оплату поверки.

Кроме того, в техническом паспорте счетчика делается запись о том, что поверка пройдена.

Если ОДПУ признается непригодным к применению, выписывается извещение о непригодности.

Право проводить поверку имеет не каждая организация, поскольку такой вид услуг относится к подлежащим обязательному лицензированию. Помимо прочего, такая организация должна быть аккредитирована в Единой национальной системе аккредитации. Поэтому, чтобы результаты поверки признавать действительными, необходимы еще и копии документов, относительно организации, проводившей поверку:

  • аттестат об аккредитации;
  • приказ об аккредитации.

Кто оплачивает поверку общедомовых приборов учет

Ответственность за содержание общедомового имущества ложится на собственников жилого дома. Поскольку ОДПУ входят в категорию общедомового имущества, их установка и поверка осуществляется управляющей компанией многоквартирного дома за счет собственников помещений, в рамках платы по статье «Содержание жилья».

Содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д. ПП РФ №491 от 13.08.2006 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»

Своевременная поверка ОДПУ как профилактика ОДН

Неисправные общедомовые приборы учета приводят к неучтенным потерям ресурса, оплачивать которые приходится потребителям. Такие потери включаются в квитанции на оплату коммунальных услуг, в графу ОДН.

Проведение поверок общедомовых счетчиков означает гарантию корректности работы приборов учета. И, как следствие, уменьшение разницы между показателями ОДПУ и реально потребленным объемом ресурса.

Конечно, это не единственная причина высокого ОДН. На практике их существует около десятка, и их устранение становится задачей управляющей компании. «СТРИЖ» помогает помогает разобраться с главными причинами высокого ОДН уже в первую неделю после установки, позволяя развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний за разумный бюджет.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

В продолжение статьи.