» »

"Булгария", теплоход: крушение судна. Крушение теплохода «Булгария

27.09.2019

Трагедия теплохода «Александр Суворов»: как в «мясорубке» на Волге погибли 176 человек

Поздним летним вечером 5 июня 1983 года жизнь на борту теплохода «Александр Суворов» текла своим чередом. Кто-то после ужина уже спал в своих каютах, но большинство пассажиров собрались на верхней палубе гордости советского речного флота. В разгаре были традиционные круизные развлечения - кино и танцы. Солнце уже зашло, и в глубоких сумерках практически никто не обратил внимания на происходящее за бортом. В 22:45 «Суворов» на полном ходу врезался в мост, пересекавший Волгу в районе Ульяновска. Пролет моста буквально срезал ходовую рубку и кинозал, перемалывая всех находящихся там. Onliner.by рассказывает о крупнейшей катастрофе в истории речного флота СССР.

Сейчас варианты проведения отпуска ограничены лишь фантазией человека и его финансовыми возможностями. В Советском Союзе даже в самые тучные его годы все было несколько сложнее. Для абсолютного большинства граждан страны отдых был возможен лишь в ее пределах, но, к счастью, размеры государства позволяли выбрать формат по вкусу. Самым популярным, конечно, был ежегодный визит на море: для счастливчиков - в санаторий, для остальных - с палаткой «дикарем». Люди, активные душой и телом, предпочитали самостоятельные походы: горные и водные, пешеходные и на лодках. Кто-то путешествовал турпоездами по стране, кто-то вскапывал грядки на даче, кто-то предпочитал тихую охоту на рыбу в компании друзей, костра, гитары и бутылочки-другой. Но самым привлекательным видом отдыха оставались круизы.

Круизы были универсальны. С одной стороны, это был отдых на воде с возможностью загорать и купаться в море или реке, с другой - путешествие на теплоходе гарантировало постоянную смену впечатлений от все новых городов по его маршруту. Наконец, корабль предоставлял все развлекательные возможности гостиницы или санатория: бары, рестораны, дискотеки и кино.





Отпуск в круизе был, наверное, самым труднодоступным для простого советского человека видом организованного отдыха. В масштабах огромной страны пассажирский туристический флот был относительно невелик, хотя и постоянно развивался, особенно начиная с 1970-х годов, когда благодаря притоку в СССР нефтедолларов государство смогло начать масштабную программу обновления, размещая десятки заказов на зарубежных верфях.

Одним из этапов этого проекта стало строительство на верфи Slovenske lodenice в чехословацком городе Комарно серии из девяти речных теплоходов, предназначенных исключительно для туристических круизов. По первому судну, переданному советскому заказчику в 1976 году, этот тип кораблей получил название «Валериан Куйбышев», но неофициально за свой характерный облик с удлиненным корпусом и острым носом их прозвали «крокодилы». Одним из кораблей серии и стал теплоход «Александр Суворов», поступивший в Волжское пароходство в 1981 году.

Теплоход «Климент Ворошилов», один из девяти аналогичных судов серии «Валериан Куйбышев»

Спустя год, в 1982-м, «Суворова» передали из Горького (сейчас Нижний Новгород) в Волго-Донское пароходство на замену ушедшему на Дальний Восток теплоходу «30 лет ГДР» и начали эксплуатировать на линии Ростов-на-Дону - Москва. В свой очередной круиз по этому маршруту корабль вышел в начале июня 1983 года. На борту находилось 50 членов экипажа, 35 человек обслуживающего персонала и 330 туристов, в основном донбасских шахтеров, премированных путевками в дефицитное путешествие за ударный труд. По отдельным данным, теплоход перевозил и некоторое количество неучтенных пассажиров, родственников и знакомых экипажа.

«Александр Суворов» не был самым роскошным судном советского речного флота (на нем, например, не было бассейна, как на теплоходах «Антон Чехов» и «Лев Толстой»), но все же уровень предлагаемого комфорта был несопоставим с прежними советскими реалиями. Все пассажирские каюты на корабле были полулюксами (то есть с собственными санузлами). На борту имелись два ресторана, бар, читальный и музыкальный салоны. На верхней («солнечной») палубе размещались солярий, танцплощадка и специальная надстройка, в которой находился кинозал.



Верхняя палуба теплохода «Александр Суворов»





Кинозал теплохода «Александр Суворов»

Именно на этой открытой палубе вечером 5 июня и собралось большинство пассажиров. Ужин уже закончился, и наступило время традиционных развлечений. Теплоход как раз проходил Ульяновск, крупный город и родину Ленина. В кинозале должен был быть разыгран аукцион, после чего планировали показать старый, но от того не менее интересный детектив «Возвращение „Святого Луки“». Работала и танцплощадка. Для находившихся в отпуске шахтеров и членов их семей все это было достаточным поводом отложить сон, несмотря на довольно позднее время. Шел одиннадцатый час вечера.

Здесь же, на верхней палубе находилась и ходовая рубка. В 20:00 на дежурство заступил старший помощник капитана Евгений Митенков. Капитан корабля Владимир Клейменов спал в своей каюте, его смена наступала лишь в полночь. Непосредственно у штурвала стоял рулевой Уваров. Именно этим двум морякам, Митенкову и Уварову, суждено было совершить ошибку, погубившую почти две сотни человек.

Теплоход «Александр Суворов»

В Ульяновске Волгу пересекал Императорский мост. Это двухкилометровой длины сооружение построили в 1916 году, а с 1950-х переправа совмещала в себе один путь железной дороги и две автомобильные полосы. В большинстве мостов судоходные пролеты размещались ближе к центру конструкции, но не в ульяновском. В данном случае высота моста снижалась к левому берегу Волги, а судоходным пролетом являлся третий, ближний к правому берегу реки. Митенков прекрасно знал это, он минимум 18 раз проходил мост только на «Александре Суворове». Однако вместо того, чтобы, как обычно, пройти через третий пролет, он направляет переполненный людьми теплоход в шестой, который был значительно ниже корабля.







В 22:45 пассажиры, находившиеся в своих каютах, услышали глухой гул и скрежет. Многие даже не поняли, что же только что произошло. Поднявшись по трапам, они увидели страшную, совершенно непередаваемую картину. Лестницы наверх были залиты кровью, сама открытая палуба представляла собой кошмарное зрелище из металлических обломков, бревен, перемешанных с кусками тел людей, которые считаные минуты назад еще наслаждались июньским вечером.

Шедший на полном ходу (около 25 км/ч) теплоход врезался в шестой пролет моста. Металлические фермы как ножом срезали ходовую рубку и расположенный за ней кинозал. Все находившиеся там и на открытой танцплощадке пассажиры и члены экипажа попали в настоящую мясорубку. «Александр Суворов» продолжал по инерции идти вперед, а смятые пролетом надстройки, не проходившие под его габарит, двигались в обратном направлении, перемалывая людей, разрывая их на части.

«Александр Суворов» во время следственного эксперимента после катастрофы

Одновременно с теплоходом по железнодорожной части моста проходил грузовой поезд. Столкновение с кораблем сдвинуло пролет на 40 сантиметров, и 11 вагонов из 53 сошли с рельсов, некоторые из них перевернулись. На искалеченных пассажиров, оставшихся на изуродованной верхней палубе, полетели бревна, посыпались зерно и уголь. С рельсов сошла и цистерна с бензином - и лишь чудом, запутавшись в металлических конструкциях пролета, не упала вниз. Можно лишь представить, каких масштабов достигла бы трагедия, если бы цистерна все-таки упала вниз и взорвалась. Скорее всего, на борту «Александра Суворова» не выжил бы никто.

Поврежденный мост

Но и без этого катастрофа была ужасающей. В общей сложности погибло 176 пассажиров и членов экипажа. Тела, точнее, их части, продолжали находить на берегах Волги и в самой реке еще около месяца. Пострадавшими были переполнены ульяновские больницы, у большинства были рваные раны, ампутированы конечности. Ситуация усугублялась еще и тем, что выжившие были засыпаны углем и зерном с проходившего по мосту грузового состава.

Въезд в Ульяновск был немедленно ограничен, но количество жертв было таково, что замолчать случившееся не получилось. Спустя два дня, 7 июня 1983 года, ТАСС выпустило традиционно короткое и крайне сухое сообщение: «От Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР. 5 июня с. г. на Волге, вблизи г. Ульяновска, произошла авария пассажирского теплохода „Александр Суворов“, повлекшая за собой человеческие жертвы. Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям и родственникам погибших».

Для расследования катастрофы в город прибыла правительственная комиссия во главе с первым заместителем Совета министров СССР и членом Политбюро ЦК КПСС Гейдаром Алиевым. По Ульяновску ползли слухи о диверсии, о том, что экипаж был пьян, однако все, как это часто бывает в подобных случаях, оказалось проще. Остатки ходовой рубки с телами старшего помощника Митенкова и рулевого Уварова подняли со дна Волги. Экспертиза показала, что они были трезвы. Их же в конечном счете и обвинили в произошедшем.

Пунктиром отмечены уничтоженные при столкновении надстройки верхней палубы

Как мог Митенков, неоднократно проходивший Императорский мост, так ошибиться в выборе пролета? Согласно выводам комиссии, свою роль сыграл целый ряд факторов. Во-первых, мост в это фактически уже ночное время был не освещен сигнальными огнями. Во-вторых, именно на шестом пролете стояла будка путевого обходчика, которую находившиеся в рубке «Александра Суворова» моряки могли принять за сигнальный щит, обозначавший судопроходный пролет. В условиях плохой видимости и, судя по всему, утраты концентрации Митенков и Уваров могли отвлечься, потеряв ориентацию в сумерках, забыв об особенностях моста в этом городе, где судопроходный пролет смещен к правому берегу, а не расположен по центру сооружения. Результатом халатности стала гибель 176 человек.

Повреждения кормовой части

Виновным в утрате дисциплины в рядах экипажа был признан и капитан «Суворова» Владимир Клейменов. Он выжил: во время столкновения его выбросило из собственной каюты, после чего спасатели обнаружили его в воде у одной из опор моста. Несмотря на то, что его смена начиналась лишь в полночь и он имел право на отдых перед ней, Клейменова осудили на десять лет лишения свободы, из которых он отсидел около шести, а в 1988-м был освобожден по состоянию здоровья. Стресс, моральные переживания и полученный срок сделали его последней жертвой трагедии. В 1990-м, спустя всего год после освобождения Клейменов умер от сердечного приступа.

Капитан Клейменов

А вот пострадавший теплоход, как ни странно, катастрофу пережил. После всех следственных экспериментов его отбуксировали в Ростовскую область, а затем на Дунай, где на Измаильском судоремонтном заводе специалисты, прибывшие с чехословацкой верфи в Комарно, полностью восстановили его. На корабле вновь появились ходовая рубка, кинозал, дымовые трубы, о случившемся больше ничего не напоминало. Его даже не переименовали, как было принято в подобных случаях. После ремонта «Александр Суворов» вновь вернулся в Волжское пароходство и уже в 1984-м, спустя год после катастрофы вышел в свою очередную навигацию. Теплоход до сих пор успешно работает на различных волжских круизах.


Содержание:
    История теплохода «Булгария»…………………………………………………… ….….2
    Катастрофа. Крушение теплохода………………………………………………... .……..4
    Суд над виновными в трагедии………………………………………………………. ….9
    Заключение…………………………………………………… ………………………….16
    Список литературы…………………………………………………… …………………17

Булгария - (до 2010 года - «Украина») - речной круизный двухпалубный дизель-электроход проекта 785 «Россия», словацкое обозначение OL800 (osobna lod 800, словацк. пассажирское судно мощностью 800 л.с. ). 10 июля 2011 года затонул в акватории Куйбышевского водохранилища около села Сюкеево (Татарстан) с многочисленными жертвами.
Крушение прогулочного двухпалубного теплохода "Булгария" произошло 10 июля на Куйбышевском водохранилище Камско-Устинского района Татарстана. На борту теплохода находился 201 человек при максимальной вместимости 148 человек.
По предварительной версии, озвученной МЧС, "Булгарию" захлестнула боковая волна, после чего двухпалубный теплоход, выпущенный в 1955 году в Чехословакии, накренился, перевернулся и пошел ко дну. В крушении спаслись лишь 79 человек. Число погибших составило 122 человека.

По обвинению в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, арестованы гендиректор "АргоРечТура" и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра (предприятия, подведомственному Росморречфлоту).

1. История теплохода «Булгария».
Судно было построено в 1955 году в г.Комарно (Чехословакия). С момента постройки теплоход носил имя «Украина», в феврале 2010 года был переименован в честь Волжской Булгарии - древнего государства на территории современного Татарстана. До 1962 года принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству (ВОРП), порт приписки - Горький, затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время - ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“», генеральный директор - Валерий Незнакин, крупнейший акционер - Михаил Антонов), порт приписки - Чайковский.

В 2000-2010 годах арендаторами теплохода были «Казанская судоходная компания», «Водафлот», «Волгатур». Затем теплоход был арендован ООО «Бриз» (генеральный директор - Валерий Незнакин), которым в июне 2011 года теплоход был сдан в субаренду казанскому ООО «АргоРечТур» (директор - Светлана Инякина), которое имело плохую деловую репутацию и не входило в Единый реестр туроператоров, что означает отсутствие прав организовывать перевозки.

Продажей билетов на круизы на теплоходе для разных туроператоров в последние годы занималась казанская фирма «ИнтурВолга». Пассажиры отдельно, как правило, не страховались, в том числе и в потерпевшем крушение рейсе, но входили в программу обязательного страхования на транспорте (с компенсацией родственникам 120 МРОТ, или 519 тыс. руб) в случае смерти и обычного медстрахования по полисам ОМС в случае необходимости лечениия.
Теплоход ходил по водохранилищам и крупным озёрам бассейна реки Волги (в том числе по Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.

В ночь с 4 на 5 сентября 2008 года, находясь на отстоечном пассажирском рейде, судно вышло за его границу и село на мель всем корпусом недалеко от речного порта Казани (1311-й км Волги). Через 2 часа вызванный буксир-толкач снял судно с мели, и оно благополучно вернулось в речной порт.

Первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Андрей Силкин заявил, что за несколько дней до крушения теплохода он разминулся с "Булгарией" бок о бок в Казанском порту, когда возвращался домой. Сильно было заметно, что у теплохода был страшный крен на правый борт. На борту никого не было, ватерлиния нарисована неровно. А перед причалом у него движок вообще "встал".

Также за несколько дней до катастрофы на одном из интернет-форумов появилась информация о том, что судно находится в плачевном состоянии. Пользователь Antonio на форуме сайта «Лоцман Путешествий» назвал теплоход «старой калошей».
По его словам, судно вообще не должно было допускаться к пассажирским перевозкам - в ходе предыдущего рейса у "Булгарии" несколько раз заглох двигатель, а в свой последний рейс корабль отправился с недельным опозданием. Кроме того, как утверждает пользователь, в пути пассажирам не хватало еды, а в качестве питьевой воды использовалась забортная.
Другие посетители форума также согласны с antonio. По их мнению, "на этой посудине уже лет двадцать нельзя было возить людей".
Также одним из участников было сказано, что судно уже 2 года назад было "на последнем издыхании".

2. Катастрофа. Крушение теплохода.
Никто не мог предположить какой трагедией обернется самый обычный круиз, каких в сезон отпусков на Волге – сотни. Судно отправлялось уже в обратный путь Болгары – Казань. То, что «Булгария» отходит от причала с креном на правый борт смущало некоторых пассажиров, но никто не протестовал, как об этом заговорили позже журналисты. Тем более, что часть команды взяла с собой своих близких: капитан – гражданскую жену, многие вообще работали на судне целыми семьями, то есть ничего экстраординарного в том, что судно покосилось и к тому же идет только на одном работающем двигателе – второй был сломан, команда не видела. Тем более это было уже окончание круиза. Пассажиры направлялись домой, в Казани на причале их ждали только к 10 вечера.
В машинном отделении на тот момент, как уверяет команда, шла нормальная работа, то есть не прекращающийся даже на ходу ремонт. Радист теплохода говорит, что постоянно возникали какие-то проблемы: «То одно не работает, то другое. Спокойно нам не жилось.» Команда получала деньги за каждый круиз, поэтому отказываться выходить в рейс, то есть отказываться от заработка, никто и не подумал. Если не работает один дизель, то работать нельзя, нельзя выходить в рейс, но руководство сказало, что уже билеты куплены. И так как судну нужен капитальный ремонт нужно сделать еще пару рейсов. Но до «капиталки» так и не дотянули.
Через 2,5 часа после отхода из Болгар начинается небольшой дождь, радист судна принимает телефонограмму об изменении погоды. Прогноз вполне утешающий и ничего катострофического в нем нет. Однако, уже спустя 5 минут в левый борт начинает дуть очень сильный ветер и через 15-20 минут он превращается в своеобразный небольшой ураган. В это же время всех детей, находящихся на борту, аниматоры приглашают на праздник, у них есть специальная увеселительная программа на случай плохой погоды. Одним из самых страшных мест на «Булгарии» оказался музыкальный салон. Незадолго до катастрофы взрослые собрали в относительно небольшом помещении практически всех детей, которые находились на судне – от 30 до 50 человек. Неизвестно – были ли среди них взрослые, когда судно в первый раз накренилось. Оно как раз в это время входило в камское устье – это один из двух самых сложных участков на Волге. Второе – рыбинское водохранилище. К тому же в этом месте, где Кама впадает в Волгу – сильнейшее течение и практически постоянная волна, как на море. Здесь «Булгария» должна была активно маневрировать, но вместо этого судно неожиданно стало заваливаться на правый борт и очень быстро, всего за несколько минут затонуло. Большинство детей в этот момент оставалось в этом помещении. В музыкальном салоне были или глухие окна, которые даже взрослые разбить не в состоянии, или окна которые открываются на небольшую щелку. А что делать ребенку, которому 6, 10 или 12 лет? Позже водолазы, обследующие судно, скажут, что окна в музыкальном салоне разбить никто так и не смог, хотя кому-то из детей все-таки удалось открыть дверь и выбраться в центральный коридор. Здесь и найдут их тела. Взрослые, бегая по этому же коридору, в панике станут искать выход, кто-то попытается спасти своих детей, начнется давка. Длина судна около 80 метров, и коридоры здесь достаточно широкие, но это только тогда когда судно спокойно стоит на воде, а когда же оно накренилось и коридоры стали заполняться водой – шансов на спасение было очень мало. Спаслись только те, кто оказался на палубе. Их просто-напросто смыло волной, они оказались счастливчиками. В первых же сообщениях с места катастрофы говорилось, что судно затонуло недалеко от берега и это поначалу обнадеживало, хотя местные жители сказали, что из-за волн здесь даже рискованно ходить на лодках – вплавь до берега не добраться. Расстояние от берега, на котором затонул теплоход «Булгария» - 3 километра.
Последний капитальный ремонт Булгарии датируется 1980 годом, более 10 лет судно вообще ожидало, когда его разрежут на металлолом, затем был косметический ремонт. Точно такое же судно сейчас задержано в Саратове, капитан рассказывает, что в прошлом году это судно было в аренде у той же фирмы, кому принадлежала Булгария, их даже красили той же краской.
Прошлогоднюю навигацию дизель-электроход Булгария завершал в Москве. Туристические компании рекламировали отдых на нем, как дешевые, незабываемые трехдневные прогулки на теплоходе. На одном из форумов в интернете была найдена переписка членов старой команды затонувшего судна. За год до трагедии команда обсуждала "дотянет" ли Булгария до следующей навигации и если дотянет, то кто согласится стать ее капитаном. Согласие дал капитан с огромным стажем Александр Островский, но в прошлом году официально вышедший на пенсию. Тело капитана Булгарии водолазы найдут через 2 суток после катастрофы, но не капитанском мостике. Его обнаружат в одном из коридоров на нижней палубе. Почему там – непонятно. Когда случится трагедия (это около двух часов дня) по всем правилам, правда если допустить, что правила на Булгарии строго соблюдались, была, так называемая, капитанская вахта. Вахта капитана проходит с 12 до 4 часов, при шторме, тем более если это происходило в 2 часа дня, в любом случае – там должен быть капитан судна. Ни один из выживших пассажиров Булгарии не смог вспомнить видел ли он капитана в последние несколько минут, когда судно стало уходить под воду. Зато сразу несколько спасшихся членов команды повторяют, что капитан что-то кричал.
Страшная статистика, но она позволяет сделать важный вывод, из 208 человек, находившихся на судне, погибли 113, большинство – женщины. В живых осталось лишь 10 детей из 43. А вот из 35 человек команды выжили 23, при этом со слов уцелевших членов экипажа вода их или выталкивала или выбрасывала, короче – спасала. Тогда как пассажиры говорят, что боролись, цеплялись за жизнь. Причем выжили даже те члены команды, кто по штатному расписанию должен был помогать пассажирам. Часть из них, к тому же, успела подняться из трюма с его узкими переборками.
Расписание по тревогам составлено в далеких советских еще годах. "Министерство речного флота РСФСР". Здесь просто наклеивают новую бумажку: "Утверждено 20 июня 2011 года". Очень похоже, что подобное расписание предназначено лишь для проверяющих. Причем, в судоходных компаниях, судя по этим словам, в его действенность верят. Но красноречивее всего слова спасшихся пассажиров. А они практически в один голос уверяют, что команда, в первую очередь, думала о себе.
Более того, по словам спасшихся пассажиров, никакого объявления по громкой связи об опасной ситуации не было, никто даже не мог ответить на вопрос, где находятся спасательные жилеты.
Кто отвечал на судне за безопасность не на бумаге, а в реальной ситуации выясняет следствие. Но уже с первого взгляда видно, что к спасению судна или оказанию помощи пассажирам в момент катастрофы команда готова не была. Первая же версия, что затонула "Булгария" из-за того, что во время маневра в шторм при отказавшем двигателе вода могла затопить судно через открытые из-за духоты иллюминаторы нижней палубы, выглядит весьма правдиво.
Стандартная каюта на нижней палубе. При задраенных иллюминаторах здесь, действительно, очень душно, никаких кондиционеров нет. На "Булгарии" в тот день большинство иллюминаторов в каютах на нижней палубе было открыто, и это грубейшее нарушение, за которым должна была следить команда судна.
Кто входил в состав команды "Булгарии"? Капитан и старпом – пенсионеры, несколько человек, наоборот, впервые на судне. Эксперты обращают внимание и еще на одно обстоятельство: судно вышло на навигацию 15 июня. Это крайне поздний срок, обычно навигация начинается в начале мая. Поэтому смело можно говорить о том, что на борт теплохода пришли люди никому не нужные.

Пролить свет на другие причины катастрофы позволяет переписка предыдущей команды "Булгарии" в интернете. Март 2011 года, никто не верит, что к лету судно вообще выйдет на воду. Судно за время своего существования сменила с десяток владельцев, арендаторов, названия, дважды горело и даже несколько раз тонуло. Правда, речники называют это мягче – подтапливалась. Механик дизеля-электрохода "Композитор Глазунов" (это судно-близнец "Булгарии"), задержанного сейчас в связи с катастрофой, рассказывает, что ему частенько приходилось помогать своим коллегам с ремонтом, денег на который арендаторы судна практически не выделяли.
Арендатора корабля Светлану Инякину, генерального директора компании "АгроРечТур", арендовавшей затонувший теплоход "Булгария", уже арестовали. У компании не было лицензии на перевозку туристов. К тому же в списке нарушений на самом судне есть просто вопиющие. Тела погибших пассажиров водолазы нашли в технических отсеках трюма, которые были переделаны под каюты. А что касается двигателей теплохода, то мастера судоремонтного завода в Перми уже несколько лет говорили, что "Булгария" разваливается буквально на ходу и это добром не кончится. То ее приведут на завод на буксире, то сбежит из-за невыплат зарплат часть команды. Но арендатор только подгонял рабочих.
Ни о какой борьбе за живучесть не было и речи, ведь пассажиры на "Булгарии" толком не знали, где лежат спасательные жилеты. В каждой каюте есть специальная памятка для пассажира: "Спасательный нагрудник под диваном", а также расписано, что должен делать пассажир в случае опасности. Шрифт достаточно мелкий и, вряд ли, кто-то из пассажиров его когда-нибудь читал. Даже после случившейся катастрофы беспечность организаторов круизов на реках России поражает. Съемки скрытой камерой, сделанные на одном из судов в день общенационального траура по жертвам катастрофы на Волге, показывают, что вопросы об инструктаже вызывают у сотрудников турфирм, размещающих пассажиров в каютах, нездоровый смех.
Когда чуть больше 20 лет назад на Темзе затонул небольшой прогулочный теплоход, в Великобритании невероятно ужесточили надзор и инспекцию всех судов. Есть регулярные проверки, а есть и внеплановые, когда инспектор может нагрянуть в любой момент на любое судно. Управляющий одной из судоходных британских компаний говорит, что в шоке от трагедии с "Булгарией". По жесткому британскому законодательству подобное судно вовсе не вышло бы из доков.

Вместо разрешенных по документам 159 пассажиров на "Булгарии" было 208, из них 23 незарегистрированных. Да и у тех, кто оказался на борту, с регистрацией было не все в порядке. Недаром поначалу заговорили о, якобы, мистическом совпадении – у многих детей, судя по спискам, совпадала дата рождения, 30 декабря 1999 года. Все оказалось проще. Скорее всего, родители смогли договориться с туристической компанией, организовавшей круиз, и уменьшили возраст своих детей. Ведь до 12 лет положена скидка, отсюда и путаница с числом выживших и спасенных. До сих пор никто не знает точной цифры.

Неразбериха была и с экипажем. Электромеханик Андрей Хохлов в прошлом году работал на "Булгарии", в этом году на судне не появлялся ни разу – он перешел на работу на теплоход "Композитор Глазунов", но три дня числился погибшим и зарегистрированным пассажиром. Теперь о том, то он жив, знают его родственники и друзья, в общем, по словам самого Андрея "вроде, все нормально".
"Вроде все нормально". Как часто этой фразой, правда, в другом контексте прикрываются те, от кого зависит жизнь и безопасность других людей. Нормально может быть только тогда, когда каждый на своем месте станет выполнять все, что должен, иначе черный круиз в любой момент может повториться.

3. Следствие и суд по делу над виновными в трагедии.
По факту массовой гибели людей следователи Приволжского СУ на транспорте СК РФ возбудили уголовное дело по части третьей статьи 263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек".
Следователи СК РФ по Пермскому краю произвели выемку документов в ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство".
Силовики изъяли необходимые документы, в том числе и технический паспорт теплохода "Булгария", собственником которого является пермская судоходная компания.
Кроме того, Пермский следственный отдел на транспорте Уральского СУТ СК РФ произвел выемку документов в Камском филиале российского речного регистра.
- Мы исполнили отдельное поручение, поступившее к нам из Казани, - говорит Ильдар Салахиев, руководитель Пермского следственного отдела на транспорте. - Но что-либо пояснять мы не имеем права.
От каких-либо комментариев отказались и в следственном комитете по Пермскому краю. Как стало известно "РГ", пока следователи только изъяли документы. Других следственных действий - допросов, обысков в Перми не проводилось.
Три уголовных дела возбуждены в связи с крушением теплохода "Булгария", жертвами которого стали более сотни человек, сообщил глава СКР Александр Бастрыкин.
"Заведено три уголовных дел. Первое уголовное дело называется "Нарушение правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее тяжкие последствия". Затем мы расследуем дело о нарушении правил оказания услуг, которое повлекло серьезные последствия. И, наконец, третье уголовное дело, которое мы возбудили, - это дело о неоказании помощи людям, терпящим бедствие", - сказал Бастрыкин на совещании у президента
Следствие поручило транспортной полиции задержать капитанов двух судов, прошедших мимо тонувших пассажиров "Булгарии", сообщил в пятницу официальный представитель Следственного комитета (СК) РФ Владимир Маркин.
"В рамках возбужденных уголовных дел в отношении капитана судна " Арбат" Юрия Тучина и капитана судна "Дунайский 66" Александра Егорова, не оказавших помощь терпящему бедствие теплоходу "Булгария", следствием дано поручение транспортной полиции о задержании обоих капитанов и доставке их в Казань для проведения с ними следственных действий", - сказал Маркин.
Ранее следствие возбудило уголовные дела в отношении двух капитанов по статье 270 УК РФ (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие). Эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.
Капитан одного из судов, прошедших мимо тонущей "Булгарии", допрошен, с него взята подписка о невыезде.
На время следствия в отношении него избрана мера пресечения в виде подписке о невыезде. На период расследования Егорову запрещено покидать пределы Казани. В ближайшее время аналогичные действия планируется провести и с капитаном судна "Арбат" Юрием Тучиным".
Руководителю "Аргоречтура" - фирмы-арендатора затонувшей "Булгарии" - и эксперту Камского речного пароходства предъявлены обвинения в рамках дела о крушении теплохода. Об этом сообщил официальный представитель СК России Владимир Маркин.
"Следствием предъявлены обвинения гендиректору "Аргоречтура" Светлане Инякиной и старшему эксперту Камского речного пароходства Якову Ивашову по ч. 3 ст. 238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц", - отметил он.
Санкция данной статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы. По ходатайству следствия судом в отношении обвиняемых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Пермское линейное управление внутренних дел на транспорте возбудило уголовное дело в отношении собственника теплохода "Булгария" - должностных лиц ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство" по статье 201 УК РФ "Злоупотребление полномочиями директора коммерческой организации".
По мнению следователей транспортной полиции, собственники судна нарушили действующее законодательство при сдаче теплохода в аренду. Дело в том, что 32 процента акций ОАО "СК "КРП" принадлежат государству. Но никаких денег от сдачи "Булгарии" в аренду федеральный бюджет не получил.
На прошлой неделе территориальное управление Росимущества в Пермском крае обратилось в Пермскую транспортную прокуратуру с просьбой провести проверку этих фактов. В заявлении было указано, что от сдачи теплохода в аренду государство никаких дивидендов не получило, чем и был причинен ущерб федеральному бюджету. После проверки прокуратура направила материалы в транспортную полицию для возбуждения уголовного дела. Сейчас по всем выявленным фактам нарушения законодательства идет расследование.
СК РФ намерен возбудить уголовное дело в отношении должностных лиц Ространснадзора, давших положительное заключение о готовности компании-субарендатора теплохода "Булгария" к перевозке пассажиров, заявил официальный представитель СК Владимир Маркин.
"Решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора", - сказал Маркин.
Коллегия из трех судей Верховного суда Татарстана оставила постановление об аресте, который вынес Вахитовский районный суд Казани в отношении Ивашова, без изменений, а кассационные жалобы двух адвокатов и самого подозреваемого без удовлетворения.
Как и в случае с рассмотрением кассации Светланы Инякиной, директора компании "Аргоречтур", Ивашов находился за решеткой и общался с судьями с помощью видеотрансляции. Он был абсолютно спокоен, на все вопросы отвечал тихо, так что судьям приходилось по несколько раз их повторять.
Подозреваемого спросили, где он живет и кем работает. Причем судья настоял, чтобы Ивашов подробно рассказал, в чем заключаются его должностные обязанности. Подозреваемый послушно отвечал, что работает старшим экспертом освидетельствования судов внутреннего водного транспорта.
Когда слово предоставили адвокату подозреваемого Халиуллину, он сказал, что если его подзащитного отпустят на свободу, то он не будет скрываться от следствия и препятствовать расследованию дела. В качестве веского аргумента защитник привел тот факт, что Яков Ивашов сам приехал в Казань по вызову следователя и уже здесь был арестован.
Прокуратура возразила. Согласно их доводам, подозреваемый живет в Перми, и если он выйдет на свободу, с ним сложно будет общаться со следствием. К тому же, он может оказать давление на свидетелей.
Когда адвокату давали слово, он несколько раз назвал Ивашова обвиняемым. Но, как уточнили в суде, до сих пор старший эксперт является лишь подозреваемым по этому делу.
Напомним, Якову Ивашову за шестьдесят. Он вместе со своей семьей проживает в Перми. Как следует из материалов дела, 15 июня нынешнего года эксперт Камского филиала речного регистра подготовил ежегодный отчет о состоянии "Булгарии", в котором написал, что ремонт дизель-электрохода соответствует речному регистру по своей конструкции, состоянию и техническим данным. По предварительной информации, это было далеко не так.
В своем кассационном заявлении старший эксперт указал, что "считает постановление от 13 июля 2011 года об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу необоснованным". Яков Ивашов пояснил в жалобе, что скрываться от следствия не намерен, как, собственно, не скрывался и ранее, и виновным себя в случившемся с дизель- электроходом "Булгария" не считает, поэтому просит изменить ему меру пресечения
Следователи в рамках дела о гибели "Булгарии" вчера задержали двух чиновников Ространснадзора. Их подозревают в халатности при выдаче лицензий на пассажирские перевозки.
В настоящий момент решается вопрос об избрании в отношении задержанных меры пресечения в виде заключения под стражу.
- Следователи главного следственного управления СК РФ задержали начальника Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ирека Тимергазеева и главного государственного инспектора этого же отдела Владислава Семенова, - сообщил корреспонденту "РГ" официальный представитель СК Владимир Маркин.
По его словам, оба подозреваются в халатности.
По версии следствия, именно эти чиновники, которые отвечали за предлицензионную проверку, дали положительное заключение о готовности компании ООО "АргоРечТур", являвшейся субарендатором "Булгарии", к соблюдению требований и условий лицензии на перевозку пассажиров.
- Противоправные действия должностных лиц Ространснадзора находятся в причинно- следственной связи с наступившими тяжкими последствиями, а именно: гибелью 122 человек, находившихся на борту теплохода "Булгария", - отметил Маркин.
Кроме того, по его словам, следователи провели ряд обысков и выемок по месту работы и жительства подозреваемых, проводятся иные следственные действия, направленные на сбор и закрепление доказательств.
- Решается вопрос об избрании в отношении задержанных меры пресечения в виде заключения под стражу, - отметил представитель СК РФ.
Вахитовский районный суд Казани в среду избрал меру пресечения в виде ареста главному государственному инспектору Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Владиславу Семенову и начальнику Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Иреку Тимергазиеву, сообщает "Интерфакс". Они задержаны по делу о крушении на Волге теплохода "Булгария". Об этом сообщили в пресс-службе СК РФ.
Ранее следствие предъявило им обвинения в халатности.
"Следователи Главного следственного управления СК России в рамках уголовного дела по факту крушения туристического теплохода "Булгария" предъявили обвинение по ч.3 ст.293 УК РФ "Халатность" начальнику Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) Иреку Тимергазееву и главному государственному инспектору этого же отдела Владиславу Семенову", - отметили в ведомстве.
и т.д.................

Ровно 6 лет прошло с того дня, когда новостные сообщения всех СМИ вышли с пометкой «Срочно» или «Специальный выпуск». 10 июля 2011 года затонул круизный теплоход «Булгария» с пассажирами на борту. Спастись смогла только треть из них. Страшная, беспощадная весть обрушилась на людей в тот летний день, в период отпусков и каникул. Но еще страшнее было узнавать подробности трагедии, которые выяснялись в процессе расследования крушения.

Незавершенный речной круиз

Кто хотя бы раз проводил свой отпуск в речном круизе, тот обязательно его повторит. Нигде не удается так отдохнуть за короткий промежуток времени, как на воде. Чередование городов и экскурсий с расслабляющим отдыхом на палубе и вкусными обедами быстро восстанавливает утраченные за год силы. Немудрено, что многие, выбирая для себя такой вид отдыха, ждут его с нетерпением и покупают билеты заранее.

Пассажиры этого рейса, как и все путешествующие по воде, были спокойны и беззаботны. После экскурсии в городе Болгаре они отдыхали. В Казань должны были вернуться только к 10 часам вечера. Кто-то сидел в холле, ведь снаружи дождь и сильный ветер, кто-то прилег подремать после обеда, а детей собрали в музыкальной комнате для развлекательного мероприятия.

В 13 часов 30 минут по московскому времени теплоход «Булгария», совершая левый поворот, резко накренился набок, зачерпнул открытыми иллюминаторами забортной воды и через три минуты ушел под воду.

О теплоходе

Построенный на верфях Чехословакии в 1955 году и выпущенный с именем «Украина», он до катастрофы эксплуатировался на реках России 56 лет, меняя владельцев. В последние годы своей жизни ему пришлось претерпеть разные неприятные события.

Старое изношенное судно, требовавшее если не списания, то капитального ремонта, нещадно эксплуатировалось меняющимися арендаторами и субарендаторами. Ясно, что «временно свое» никто не жалел. Последним его хозяином, желающим выжать из умирающего теплохода деньги, был казанский ООО «АргоРечТур».

В 2007 году теплоход уже пробовал тонуть, «притапливался», как мягко говорили об этом люди, работавшие на нем тогда. Но в тот раз команде удалось справиться с ситуацией.

Годом позже, в начале сентября, теплоход сел на мель недалеко от речного порта Казани. Посадка оказалась столь плотной, всем корпусом, что вызволить его смог только буксир-толкач, пришедший на помощь из городского порта.

Эксперты утверждают, что к этому времени за теплоходом закрепилась дурная слава. Часто отказывали какие-либо механизмы, ломалось оборудование, плохо работали персонал и команда. Спрос на его услуги резко упал. Чтобы отсечь «негативный шлейф», теплоходу дали новое имя, как бы начав его историю с чистого листа.

Родившийся заново теплоход «Булгария» оставался таким же старым и плохо приспособленным для туризма судном. Чтобы повысить спрос на его круизы, была до минимума снижена стоимость путевок. Теперь люди стали выбирать его для 3-х дневных путешествий по Волге или Каме.

О владельце

Владелец теплохода уже много лет видел свое судно только на бумаге. «Камское речное пароходство» предпочитало отдавать проблемный теплоход в аренду. Арендаторы сменяли один другого, пока не пришла очередь казанской компании ООО «АргоРечТур», возглавляемой Светланой Инякиной.

Работая до этого в туристическом бизнесе, госпожа Инякина заслужила такой отзыв коллег: непрофессионал. Некоторые туроператоры отказывались сотрудничать с ней из-за возникающих проблем материального характера.

Несмотря на то что созданная ею новая компания не входила в Единый реестр туроператоров, то есть не имела прав на перевозки людей, директор фирмы- арендатора ООО «Бриз» Валерий Незнакин передал судно в субаренду в июне 2011 года С. Инякиной. Не приходится сомневаться в осведомленности обоих директоров о плачевном техническом состоянии теплохода «Булгария». Его даже не удалось застраховать.

О техническом состоянии

По словам арендатора теплохода В. Незнакина, судно ежегодно проходило технический осмотр, но находилось «в эстетически старом состоянии». Если бы только в эстетически… Выжившие члены команды рассказывали о том, что поломки происходили постоянно. Ремонтники на теплоходе не сидели без дела.

Там же выяснилось, что аренда обошлась С. Инякиной дешевле в 2 раза от первоначальной стоимости, так как она брала на себя ремонт двигателя, который был необходим. А кроме того, других желающих взять этот теплоход в аренду не было…

По итогам расследования Ространснадзор опубликовал информацию, что с 8 июля 2011 года на судне не работал левый главный генератор. На протяжении круиза ремонтная бригада как раз и была занята решением этой проблемы. Эта проблема вызывала крен судна на правый борт на 4 градуса.

О команде

Гневные, обвинительные слова в адрес капитана Александра Островского из-за гибели теплохода «Булгария» слышались наиболее яростно в первые, самые эмоциональные дни. Горе было таким большим и нестерпимым, что хотелось обвинять всех и вся. А уж капитана в первую очередь.

Человек с 1978 года водил корабли по реке. Сначала теплоходы, потом скоростной «Метеор», потом опять теплоход. Приходилось плавать и по спокойной реке, и по штормовым водохранилищам, и по Ветлуге, реке стремительной и извилистой.

Когда он перешел на «Булгарию», все заметили перемены в нем. Он замкнулся, часто раздражался из-за сложных отношений с арендатором, платил свои деньги за ремонт судна и зарплату команде. Дельных ребят хотел этим удержать, но текучка была большая. По словам семьи, он не мог уволиться, так как был «финансовым заложником», ему не выплачивали денег, но подбадривали обещаниями.

Непонятно, почему такой опытный человек не отдал команду задраить иллюминаторы, которые были открыты из-за духоты в помещениях. Неопытные туристы могли и не понимать грозящей опасности. Но все было распахнуто и в служебных помещениях.

Как говорят очевидцы, во время катастрофы теплохода «Булгария» он был единственным человеком из команды, который пытался изменить ситуацию. Оставаясь у штурвала, он вел судно к мели, но все произошло слишком быстро. Если бы «Булгария» проплыла еще 40 метров, она попала бы на мель и, возможно, последствия были бы не столь ужасающими. Капитан остался на своем судне.

Пассажиры спасались сами, как могли. Раскрывшиеся два плота и круги помогли кому-то. Но вот члены экипажа были заняты спасением себя и членов своих семей. В порядке ли были спасательные средства и безупречна ли дисциплина на корабле у строгого капитана А. Островского - вопросы, на которые и сегодня ответить трудно.

Гибель теплохода «Булгария» на Волге

Возвращение в Казань сопровождалось плохими, но допустимыми поначалу для плавания погодными условиями. В 13 часов 30 минут совпало несколько событий, которые поодиночке не нанесли бы вреда кораблю. Но вот вместе они привели к катастрофе, признанной крупнейшей на реке за период новой истории.

На судно, находящееся в 3 километрах от берега Куйбышевского водохранилища, обрушился грозовой фронт с ливнем и шквалистым ветром. Входя в левый поворот, судно накренилось вправо. Сочетание этого крена с уже имеющимся из-за технических проблем и усиленное бортовым ударом ветра накренило теплоход с 4 до 9 градусов. Этого оказалось достаточно для того, чтобы вода хлынула в открытые иллюминаторы. Последовавшее за этим увеличение угла крена позволило обрушиться внутрь потоку воды, и судно ушло ко дну за считанные минуты.

Спасение утопающих…

На теплоходе плыл 201 человек. Спастись посчастливилось только 79. Остальные туристы и члены команды не смогли выбраться из помещений.

Дети, собранные внизу для развлекательного мероприятия, не имели никаких шансов подняться оттуда. Родители, бросившиеся вниз спасать их, остались в коридорах.

Некоторые выжившие при крушении теплохода «Булгария» рассказывали о том, что кого-то смывало водой за борт, кому-то помогали выбраться чужие, незнакомые люди, кто-то сам выхватывал кого-то из кают по пути к спасению. Все произошло слишком быстро.

Помощь идет или проплывает мимо

Легко представить себе ужас оказавшихся в воде людей при бушующей вокруг грозе. Отчаянный страх за близких, далекий берег, может быть, неумение плавать. Разве можно представить, что в такой ситуации тебе не протянут руку помощи? Тем более что угрозы спасителям никакой нет.

Два судна прошли мимо, не отреагировав на крики из воды. Капитаны сухогруза «Арбат» и толкача «Дунайский 66» решили, что погибающие люди - не повод прекращать движение.

Спасение пришло от экипажа круизного теплохода «Арабелла». Они подняли людей на борт, оказали помощь, доставили на берег.

Спасательные работы

На том месте, где затонул теплоход «Булгария», были организованы спасательные работы. Несколько дней водолазы доставали со дна тела погибших людей. Все это время на берегу оставались их родные и близкие. Наконец, все утонувшие люди были найдены. 122 человека остались внутри тонущей «Булгарии», с ними остался капитан Александр Островский.

Для подъема самого корабля, учитывая его дряхлость и угрозу развалиться при попытке достать его из воды, «оборонщиками» были придуманы «стальные полотенца», которые изготовили в кратчайшие сроки в Санкт-Петербурге.

26 июля в результате технологически сложной работы водолазов и служб, находящихся на плавсредствах, был поднят на поверхность теплоход «Булгария». Фото с места событий опубликовали все СМИ.

Расследование

  • нарушение правил безопасности (неисправность судовых механизмов, плавание при силе ветра, превышающей допуски для подобных судов, и т. д.);
  • низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа (открытые иллюминаторы, отключение без команды левого двигателя, осуществление поворота судна без учета имеющегося крена и т. д.).

Следственный комитет РФ по факту катастрофы на Волге теплохода «Булгария» возбудил несколько уголовных дел. Наказание понесли следующие лица:

  • Светлана Инякина, субарендатор судна - 9,5 лет.
  • Рамиль Хаметов, старший помощник капитана «Булгарии» - 6,5 лет.
  • Яков Ивашов, эксперт, выдавший разрешение на эксплуатацию теплохода, - 5 лет.
  • Ирек Тимергазеев, Владислав Семенов, специалисты, выдавшие заключение о готовности ООО «АргоРечТур» к перевозке пассажиров, - 6 и 5 лет соответственно.
  • Юрий Тучин и Александр Егоров, капитаны прошедших мимо судов, - штраф в размере 130 и 190 тыс. рублей соответственно.

О них помнят

Трагедия теплохода «Булгария» не оставила равнодушным никого. Наши соотечественники, правительства и простые люди разных стран выражали сочувствие близким погибших. Жители Казани в первые часы после гибели теплохода соорудили стихийный мемориал в порту. Сюда несли цветы, игрушки и свечи.

10 июля 2012 года на берегу реки, напротив места трагедии, открыт памятник, соединивший в себе стену памяти с 122 именами погибших людей, площадь с часовней и мечетью.

На месте гибели судна установлен буй, проплывая мимо которого, суда дают длинный гудок.

31 августа 1986 года в порту Новороссийска сухогруз "Петр Васев" протаранил пароход "Адмирал Нахимов", в результате в борту "Нахимова" образовалась пробоина размером около 90 квадратных метров. На борту круизного судна в тот момент находились 1243 человека, из них 423 погибли.

Приписанный к Одессе "Адмирал Нахимов" был построен в 1925 году в Германии и назывался тогда "Берлин". До 1939 года он совершал регулярные рейсы через Атлантический океан. С начала Второй мировой войны находился в составе военно-морских сил Германии в качестве госпитального судна. В 1945 году в устье реки Свине он подорвался на мине и затонул на глубине 13 метров. В 1946 году пароход перешел Советскому Союзу в счет военных репараций и был переименован в "Адмирал Нахимов". В 1949-1957 годах судно прошло капитальный ремонт в ГДР. С 1957 года корабль находился на балансе Черноморского морского пароходства и совершал круизные рейсы вдоль берегов Черного моря. С конца 1970-х годов его эксплуатация ограничилась круизами по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса, Ялта, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми, так как пароход не отвечал требованиям Конвенции СОЛАС-1974 по безопасности мореплавания.

Свой последний плановый ремонт и классификацию "Адмирал Нахимов" прошел в январе-апреле 1985 года в Варне (Болгария), и тогда ему был определен срок службы до 30 ноября 1986 года.

Длина корабля составляла 174 метра, ширина — 21 метр и высота борта — около 12 метров. На судне имелись два плавательных бассейна, кинозал, танцевальные площадки, библиотека, музыкальный и дамский салоны, ресторан, детская столовая и др.

31 августа 1986 года в соответствии с планом круиза в 14 часов пароход "Адмирал Нахимов" пришел в Новороссийск, где оставался до 22 часов. За время стоянки пассажиры судна имели возможность погулять по городу, познакомиться с местными достопримечательностями. Из-за жаркой погоды в каютах были открыты иллюминаторы, так как с вентиляцией на корабле, было не очень хорошо, особенно на нижних палубах.

В 22.00 судно под командованием капитана дальнего плавания Вадима Маркова отошло от причала Новороссийска и последовало к выходу из Цемесской бухты, в северо-западной части которой располагается город. Пароход направлялся на юг, вдоль побережья Черного моря, в город-курорт Сочи. На борту находились 346 членов экипажа и 897 (по учету выданных путевок) пассажиров.

В это же время в Цемесскую бухту входил грузовой теплоход-сухогруз "Петр Васев" (большего водоизмещения), на борту которого было около 30 тысяч тонн ячменя из Канады. Судно было построено в Японии в 1981 году и оборудовано самыми современными навигационными приборами и техническими средствами судовождения. Командовал сухогрузом (балкером) капитан Виктор Ткаченко.

Суда сближались на пересекавшихся курсах. По всем международным морским правилам первым путь уступает тот, кто находится слева, т.е. пароход "Адмирал Нахимов". В этой ситуации пароходу "Адмирал Нахимов" достаточно было повернуть на 25-30 градусов вправо, и суда свободно разошлись бы левыми бортами. Но в этот раз береговой пост регулирования судов решил иначе. Диспетчеры предложили капитану сухогруза Виктору Ткаченко пропустить пассажирское судно, на что он согласился. После чего оба корабля вышли на связь друг с другом и уточнили детали маневра. На расстоянии 2,5 мили (4,6 километра) друг от друга вахтенный парохода еще раз уточнил очередность прохода курса, на что получил положительный ответ от вахтенного на сухогрузе.

Оба судна сближались. Когда между ними оставалось 1,5 мили (2,8 километра), вахтенный на пароходе еще несколько раз запросил по радио подтверждение о том, что сухогруз уступает им дорогу. На что был получен положительный ответ.

Капитан сухогруза Виктор Ткаченко действительно не видел повода для беспокойства, так как он не наблюдал за окружающей обстановкой, а полностью положился на систему автоматической радиолокационной прокладки, которая не показала опасного сближения.

В 23.05 капитан Ткаченко, после очередного обращения с парохода "Адмирал Нахимов" уступить дорогу, наконец дал команду уменьшить ход, а затем "полный назад", но грузовое судно продолжало двигаться по инерции вперед. В это время вахтенный офицер на пароходе дважды давал команду отвернуть от курса по пять градусов, а затем "полный назад".

В 23.12 произошло столкновение судов под углом, близким к прямому, когда они находились на расстоянии четырех километров от берегов мыса Дооб. "Петр Васев" врезался бульбом — подводной частью носа — в правый борт пассажирского парохода, удар пришелся между машинным и котельным отделениями. Как уже потом выяснили эксперты, образовалась пробоина размером девять на десять метров. Наскочив на "Адмирала Нахимова", балкер на несколько секунд завис на нем носом и лишь затем только грузно попятился назад. Потом специалисты подсчитали: не хватило всего шести секунд, чтобы два судна свободно разошлись.

После расцепления "Адмирал Нахимов" ушел вперед по инерции и начал резко крениться на правый борт из-за поступающих огромных масс забортной воды. Через минуту на пароходе погасло все освещение. Примерно через 1-2 минуты второму механику парохода удалось запустить аварийный дизель-генератор. Свет снова загорелся, но аварийное освещение работало примерно две минуты, после чего свет погас уже окончательно.

После удара пароход прошел по инерции на юго-восток еще 900 метров, постепенно ложась на правый борт и погружаясь. Все это время на палубе парохода матросы спускали шлюпки и сбрасывали плоты, благодаря которым спасли свои жизни сотни людей. Через 7-8 минут после столкновения "Адмирал Нахимов" затонул, затягивая за собой множество людей, не успевших отплыть подальше, а также тех, кто не успел выбраться из лабиринта многочисленных проходов, трапов, дверей парохода. Погибли и те члены экипажа, кто ушел в нижние палубы помочь пассажирам, жившим там, найти свои спасательные жилеты, надеть их и выйти на открытую палубу.

Судно легло на дно Цемесской бухты на правый борт на глубину 47 метров.

Через пять минут после погружения парохода "Адмирал Нахимов", сухогруз "Петр Васев", получивший повреждения, начал двигаться к месту катастрофы, но через некоторое время прекратил движения, опасаясь раздавить людей, находившихся в воде. С него был спущен мотобот, который отправился к месту катастрофы. К сухогрузу стали подплывать люди с утонувшего парохода. С него не смогли спустить трап, а по веревочным лестницам (штормтрапам) и канатам не у всех хватило сил взобраться на борт судна.

В район аварии из Новороссийска для оказания помощи пострадавшим были отправлены катера, суда, боты и лодки. Первым на место гибели "парохода "Адмирал Нахимов" подошел лоцманский катер ЛК-90, команда которого спасла 80 человек. Подошедший военный пограничный катер спас 146 пассажиров, другой катер — 86 человек. В результате спасательных работ из воды были спасены 820 человек. В корпусе затонувшего корабля и на грунте в районе катастрофы остались 344 человека, из них 279 погибших вскоре были подняты водолазами. Наибольшая нагрузка выпала на 98 военных водолазов, которым для работы отвели кормовую часть парохода. Гражданскими водолазами велась работа в носовой части парохода. При выполнении подводных работ погибли два водолаза.

Затонувший пароход постепенно погружался в ил и к 18 сентября ушел в него на 1,5 метра. Работать в отсеках парохода стало чрезвычайно опасно и поэтому 19 сентября последовало распоряжение о прекращении водолазных работ, связанных с поиском погибших.

Всего в этой катастрофе погибли 423 человека . Для спасательных работ было привлечено около 60 плавающих средств, 18 вертолетов и самолетов, 223 водолаза.

По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов. Они остались живы и были приговорены к 15 годам заключения. Капитан "Петра Васева" Ткаченко был досрочно освобожден в 1992 году, позднее эмигрировал в Израиль и трагически погиб в 2003 году. Капитан "Адмирала Нахимова" Марков также вышел на свободу в 1992 году и продолжил работу капитаном-наставником на судах Черноморского пароходства. Умер в мае 2007 года после тяжелой болезни.

Теплоход "Петр Васев" в 1986 году был переименован в "Подольск". Затем судно несколько раз меняло своего владельца и имя на борту. Последнее название — "JIAJIAXIN 1" (флаг Панама). Списан 24 сентября 2012 года, разделан на металлолом в Бангладеш.

Пароход "Адмирал Нахимов" по сей день покоится на дне моря. Территория радиусом в 500 метров официально объявлена местом захоронения. Здесь запрещено бросать якорь.

На высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, самом ближайшем от места гибели "Адмирала Нахимова", вблизи маяка, в 1987 году был сооружен памятник, дань памяти всем 423 погибшим пассажирам и членам экипажа. Площадка, выбранная для памятника, возвышается над уровнем моря примерно на сотню метров. В хорошую погоду с нее видно обширный участок моря, а также место гибели "Нахимова".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Эта трагедия, сучившаяся 34 года назад на Волге в районе Ульяновска, унесла жизни свыше 170 человек. Злой рок словно преследовал теплоход «Александр Суворов» – спустя четверть века после того жуткого происшествия судно вновь потерпело крушение.

Как и почему все произошло

Четырехпалубнику «Александр Суворов», самому крупному на тот момент речному пассажирскому судну Светского Союза, на день крушения исполнилось всего два года, теплоход по заказу Волго-Донского речного пароходства сделали в Чехословакии. В тот роковой июньский день 1983 года «Суворов» совершал по Волге туристический маршрут от Ростов-на-Дону до Москвы.

В десятом часу вечера 5 июня теплоход на почти максимальной скорости протаранил не предназначенный для судоходства пролет Ульяновского моста, серьезно повредив конструкцию самого надречного инженерного сооружения. Теплоход двигался со скоростью 25 км/ч (для такого судна она почти максимальная). В результате столкновения полностью снесло рубку, кинозал, срезало дымовые трубы. Несмотря на заглохшие двигатели, «Суворов» после аварии «на автомате» преодолел порядка 300 метров.

Текст переговоров штурмана «Александра Суворова» Евгения Митенкова с Ульяновским речным портом говорит о том, что Митенков проявил преступную халатность (к слову, за нее штурман заплатил и своей жизнью): габариты судна явно не соответствовали тому пролету, через который теплоход шел. Явную и не менее преступную беспечность продемонстрировал также рулевой судна. Кроме того, к моменту крушения уже стемнело, а на мосту не было соответствующих сигнальных огней. Будку путевого обходчика, стоявшую на роковом пролете, в темноте очевидно приняли за сигнальный щит, который в таких случаях показывает, что теплоход может проходить в этом месте под мостом.

Жуткие последствия крушения

Столкновение произошло в тот момент, когда по мосту двигался товарняк в составе 53 вагонов. После удара 11 из них сошли с рельсов. Поезд перевозил древесину, уголь, зерно. Из опрокинувшихся вагонов все это полетело на теплоход. Застрявшая в фермах цистерна с горючим едва не рухнула на «Суворов».

Вместе с экипажем, обслуживающим персоналом, их родственниками и знакомыми, пассажирами на «Александре Суворове» находилось свыше 400 человек. Из них погибли более 170 (до сих пор называются разное количество жертв). Был теплый летний вечер, многие отдыхающие смотрели кино или веселились на танцплощадке на верхней палубе. И кинозал, и танцпол при крушении снесло. Очевидцы вспоминают, что по трапам, ведущим на верхнюю палубу, лились ручьи крови, а зрелище, которое открывалось при взгляде на место трагедии, было неописуемо из-за чудовищности открывавшейся картины – сплошное кровавое месиво из шевелящихся человеческих тел.

Многие пассажиры после крушения прыгали за борт. Персонал ульяновских больниц экстренно подняли по тревоге, и помощь медиков спасла многие жизни «суворовцев».

Штурман погиб, сердце капитана не выдержало

Находившийся в рубке штурман «Александра Суворова» Евгений Митенков погиб. Капитану Владимиру Клейменову дали 10 лет тюрьмы. Ему 5 июня надо было выходить на дежурство в 24 часа, и поэтому капитан в момент крушения находился у себя в каюте. Из отмеренного судом срока Клейменов отсидел немногим больше половины, его досрочно освободили из-за гипертонии. Спустя 7 лет после той страшной ночи сердце капитана не выдержало.

Поскольку в советское время о катастрофе было мало что известно, ходили слухи, что столкновение «Суворова» с мостом спланировали западные спецслужбы, якобы снимки теплохода после аварии, попавшие впоследствии в зарубежные СМИ, были сделаны со спутника. Но реального подтверждения этим домыслам нет, они легко опровергаются при внимательном изучении опубликованных на сегодняшний день документов – фото делались для следственного эксперимента советскими правоохранительными органами.

Юзом к шлюзу

Теплоход восстановили, и он до сих пор на ходу. Девять лет назад с ним приключилась еще одна авария – «Александр Суворов» с почти 300 пассажирами на борту в канале имени Москвы бортом задел шлюз. Вышла из строя система управления судна, движение теплохода застопорилось. На этот раз пострадавших не было.

Источник: Катастрофа теплохода «Александр Суворов»: самое страшное крушение на Волге
© Русская Семерка russian7.ru

=================================================

За тридцать с лишним лет я так и не забыла эту трагедию. Большинство посетителей сайта - молодые люди "до 30", которые, возможно, и не знают о том трагическом событии. Но и "за 30", даже "за 40" о нём вряд ли помнят по причине малолетнего возраста.

За несколько лет до происшествия я, с целью подработки помимо основной работы в КБ, закончила курсы экскурсоводов. Получив "корочки", стала по выходным дням работать с туристами, прибывающими в наш волжский город на теплоходах. Это сейчас туризм по Волге значительно сократился, в то время прибывали теплоходы один за другим, часто причаливая один к другому из-за того, что не было свободного причала. Туристы выходили на набережную, минуя иногда 2-3 теплохода. Групп много, экскурсоводов мало.

Я перед тем памятным событием ушла в декретный отпуск, была свободна от основной работы, здоровье позволяло активно включиться в экскурсионную деятельность.

Теперь о грустном… в один из дней по расписанию я проводила экскурсию с группой туристов с того самого рейса теплохода "Александр Суворов", когда он направлялся вверх по Волге. Ничего особенного, обычная экскурсия.

И вдруг, спустя несколько дней - ошеломляющее известие о трагедии, произошедшей в Ульяновске… В тот день я собиралась на очередную встречу с туристами другого теплохода. Я была психологически раздавлена новостью об этой трагедии, плюс - жара за 30 градусов. Из памяти никак не выбросить лица тех туристов, которых ещё совсем недавно я знакомила с достопримечательностями нашего города… Хотелось думать, что именно с "моими" туристами беда не случилась, хотя это было слабым утешением.

Дольше обычного прождала троллейбус, к очередной группе туристов задерживаться было нельзя, поэтому пришлось пробежать немного в своём "интересном" положении. Вижу столпившуюся у причала "бесхозную" группу туристов, несусь к ним, и… (до сих пор вспоминаю с ужасом!) громко спрашиваю: "Это теплоход Александр Суворов? Вы туристы с Александра Суворова?". Люди от меня молча шарахаются, но я всё не понимаю - почему, повторяю свой вопрос. Наконец, одна женщина, схватив меня за руку, вразумила… Я отдышалась, привела себя в порядок, подхожу к ожидающей группе, представляюсь им. Группа отказывается идти со мной на экскурсию, требует другого экскурсовода. Мои извинения, объяснения и пр. не помогли. Думаю, какой-то ужас охватил людей от одного вида растрёпанной, пузатой, запыхавшейся, по предположению - невменяемой женщины, которая искала туристов с только что потерпевшего крушение теплохода под Ульяновским мостом.

Я не могла настаивать, зашла к тур.операторам внутри реч. вокзала и попросила замены для меня другой группы, а тех, напуганных туристов взяла другая девушка, которая ждала группу с ещё не прибывшего теплохода.

Первое время меня долго мучали все эти воспоминания (и о трагедии, и о моей внезапной "невменяемости", испугавшей туристов, которые и без того находились под впечатлением от случившегося...

Рождение сына и связанные с этим хлопоты заставили меня прекратить свою тур. деятельность, со временем я вспоминала о трагедии и о моём ужасном конфузе всё реже, потом и совсем забывать стала...

Не знаю - зачем написала об этом сегодня, прочитав статью о том трагическом событии. Всё вспомнилось, будто случилось вчера.