» »

Борис Гребенщиков: биография, личная жизнь, дискография. Борис Гребенщиков: биография, интересные факты Как называется группа бориса гребенщикова

19.11.2020

Легендарного Гребенщикова по достоинству считают отцом-основателем русского рока. Благодаря его таланту слушатели наслаждались потрясающими композициями и познакомились с совершенно непривычным жанром в музыке.

Биография

Борис Борисович – потомственный ленинградец, родился в интеллигентной семье 27 ноября 1953 года. Папа, Борис Александрович, – научный сотрудник вуза, мама -преподаватель математики. Семья проживала недалеко от метро «Московская». Здесь и прошло детство будущей легенды русского рок-течения. Учился сначала в обычной школе, в средних классах перешел в школу с математическим уклоном. Мальчик успешно сдал экзамены и поступил в университет, выбрал математическую специальность. Параллельно он организует первый в своей жизни музыкальный ансамбль, его помощником становится приятель Анатолий Гуницкий. Стартовые репетиции проходили в актовом здании вуза. В молодые годы Борис Гребенщиков, Гуницкий, как и вся молодежь, заслушивались западной музыкой. Кумирами миллионов были группы «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Дип Перпл» и т. д. На жанр, выбранный молодыми исполнителями, повлияло творчество Моррисона, Дилана, Марли. Отлично владея английским, Гребенщиков мог с легкостью переводить любые композиции. В 1973 году выпущен первый винил «Искушение святого Аквариума». Публика услышала что-то необычное, не похожее на композиции советской эстрады – привычной и однотипной.

Все фото 7

В 1974 году ансамбль пополняется Файнштейном и Романовым. Параллельно с созданием группы ребята организовали в институте театральный кружок и принимают участие в постановках. Гуницкий становится автором пьес, Гребенщиков и Романов примерили на себя роли актеров. Но постоянная занятость на сцене отрицательно сказывается на репетициях «Аквариума», и группа оказываются на грани распада. В то же время руководство факультета запрещает ребятам выступать, и Гребенщиков вступает с деканатом в конфликт. Состав ансамбля сокращается до одного человека. Спустя несколько месяцев Гребенщиков познакомился с Севой Гаккелем – талантливым виолончелистом. Он, не раздумывая, приглашает его выступать вместе и пишет композиции, которые вошли в золотой список хитов «Аквариума». Выступления группы полностью запрещены руководством вуза, и ребята начинают выступать подпольно. Некоторый период Борис Гребенщиков со своими коллегами играл на квартирах, в которых собирались поклонники русского рока. Чтобы соседи не позвали правоохранителей, петь и играть на инструментах нужно было очень тихо. Но для «закрытых» музыкантов в те годы существовала еще одна проблема: они не могли записывать свои песни, с ними не работали звукозаписывающие студии. Пришлось искать нелегальные пути в самиздатах, и в 1976 году записывается альбом «Зеркальное стекло», через два года – «Все братья-сестры». Несмотря на то что последняя пластинка имела тираж 10 экземпляров, слушатели стали передавать диск из рук в руки и переписывать шлягер в домашних условиях. Благодаря росту популярности ребята заимели полезные связи и уже на полулегальном положении работали в студии. Борис начал сотрудничать с Андреем Тропилло. С его помощью в свет вышли альбомы «Треугольник», «День Серебра» и несколько других. Впервые открыто о себе группа «Аквариум» заявила на рок-фестивале в Тбилиси. Публика приняла выступление на ура, но номенклатурное жюри было недовольно успехом ребят. Во время концерта Гребенщиков познакомился с Виктором Цоем и сказал о его творчестве лестные слова. Руководство также возмутил тот факт, что «Аквариум» исполнил не ту композицию, о которой объявил ранее. Вместо акустического выступления музыканты исполнили песни «Герои», «Кусок жизни» и «Минус 30». Жюри покинуло концерт, зал для репетиций в Ленинграде опечатали. Бориса Гребенщикова исключили из комсомола, распалась семья. Образованному человеку пришлось устроиться обычным сторожем. Чтобы заниматься творчеством, он согласился войти в состав профкома драматургов и продолжил работать в «Аквариуме». Сергей Курехин, неоднократно приходивший на помощь андеграундным исполнителям, начинает раскручивать «Аквариум». Вскоре группу пригласили в эфир передачи «Веселые ребята». Затем они становятся участниками популярного «Музыкального ринга». Так началась телевизионная карьера легендарного «Аквариума».

В конце 80-х «Аквариум» полностью выходит из подполья. Парни с завидным постоянством дают концерты на лучших площадках страны. Популярность стала залогом набитых битком стадионов и залов, композиции звучат в культовых кинолентах «АССА», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Город» и т. д. Слушатели могут спокойно наслаждаться песнями «Равноденствие», «Город золотой», «Десять стрел». Борис Гребенщиков разъезжает по миру, в 90-е годы примыкает к легендарной британской группе «Ю-Ритмикс» и солирует вместе с непревзойденной Энн Леннокс. В 1986 году в США выходит сингл ансамбля, затем сразу два диска «Радио Лондон» и «Радио Сайленс». В 2003-м талантливому музыканту был вручен орден 4-й степени «За заслуги перед Отечеством», а также награда «Триумфа» за вклад в искусство.

Личная жизнь

Лидер «Аквариума» неоднократно состоял в официальном браке. Первой женой музыканта была Наталья Козловская. Молодые люди познакомились, еще будучи совсем юными, Наташа только окончила институт. Свадебные торжества были пышными, гуляли в легендарном ресторане «Астория», были приглашены друзья и родственники. Семейная идиллия продлилась недолго. После рождения дочери Алисы Борис ушел из семьи. С дочерью он никогда не прекращал общаться, помогал во всем, в том числе поддержал, когда она объявила о том, что хочет стать актрисой. После ухода из семьи лидер «Аквариума» попросился пожить у друга Гаккеля. Его супруга, Людмила Шурыгина, была женщиной ослепительной красоты. Гребенщиков настолько увлекся, что не только занял полезные метры, но и отбил жену у близкого приятеля. На удивление, Сева спокойно отнесся к такой новости и не стал вступать в конфликт с другом. Приятели поддерживают отличные отношения до сих пор. Молодые уехали из Ленинграда в небольшое село на Валдае и поселились в бывшем доме культуры. Там новоиспеченная семейная пара арендовала участок земли, занялась хозяйством. Поначалу артисту нравились тишина и спокойствие. Так они прожили девять лет, родился мальчик Глеб. О загородном доме музыкант мечтал давно, но привыкший к городскому быту сын интеллигентов вскоре устал от деревенской жизни. Вскоре он бросил жену и ребенка и уехал в Питер. Вторая жена осталась в деревне и начала заливать свое одиночество алкоголем. В 1991 году наш герой встретился с супругой солиста группы «Земляне» Александра Титова Ириной. Борис влюбился с первого взгляда, почувствовал в женщине родственную душу и увел ее от законного мужа. В том же году была сыграна свадьба. У Ирины от первого брака есть сын Марк, немного позже она родила исполнителю «Города золотого» дочь Василису. Пара до сих пор вместе и, судя по всему, расставаться не собирается.

Борис Бори́сович Гребенщиков (БГ) (род. 27 ноября 1953, Ленинград, СССР) - российский и русский поэт, автор-испольнитель, рок-музыкант и танцор-классик, отрицатель теории относительности, музыкант и лидер рок-группы «Аквариум», один из «отцов-основателей» советской рок-музыки и культовая фигура русской культуры с 1980-х годов.
Он родился 27 ноября 1953 г. в Ленинграде в семье инженера и юриста.
Отец Бориса, Борис Александрович Гребенщиков, был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства, умер в 1975 году. Мать - Людмила Харитоновна Гребенщикова, в то время - юрисконсульт Ленинградского дома моделей.
Первая жена БГ - Наталья Козловская. Поженились осенью 1976 года. В августе 1978 года родилась дочь Алиса, ставшая актрисой. Развелись в 1980 году после скандала в Тбилиси.
Вторая (по данным одной из программ НТВ, первая) жена - Людмила Шурыгина (1980-1989) (до этого - гражданская жена Всеволода Гаккеля). Работала секретарём в школе. Родился сын Глеб.
С 1991 года женат на Ирине, бывшей жене Александра Титова. От этого брака родилась дочь Василиса; кроме того, Борис и Ирина воспитывали Марка Титова - сына Ирины от предыдущего брака.
Детство БГ прошло на Алтайской улице, дом 22. В соседнем парадном жил Анатолий «Джордж» Гуницкий, с которым в эти годы происходит знакомство.
Борис и Джордж учились вместе в школе 421 Московского района. Только БГ на класс младше. 1968 - БГ: «Гитару я нашел на помойке. А играть бабушка научила - по-моему первая вещь, которую я научился играть, был старинный русский романс».
1969 - Сочиняет и поет на английском в школьной команде, базирующейся в Автово.
1972 - Вместе с Джорджем задуман и осуществлен «Аквариум». Первый состав «Аквариума»: БГ, Джордж, Валерий Обгорелов - аппарат. Бас - Александр Цитаниди. На клавишах был Александр Васильев. Дальше репетиций дело не уходило. Стал изменятся состав, так начался Аквариум 1.0. Началась эра подпольных, а затем и открытых концертов, «Аквариум» становится общепризнанной группой.
В 1991 г. Гребенщиков объявил о роспуске «Аквариума» и о создании собственной группы под названием «БГ-Бэнд». Но уже в конце 1992 г. «Аквариум» возродился в седующем составе: Борис Гребенщиков, Александр Титов, Олег Сакмаров, Сергей Шураков, Олег Гончаров, Алексей Зубарев, Андрей Вихарев, Алексей Рацен, Андрей Суротдинов. Возобновилась активная концертная деятельность, а в ноябре 1993 г. был выпущен новый альбом «Любимые Песни Рамзеса IV». 1994-1996 гг. - концерты.
В марте-апреле 1997 г. состоялось турне по городам США. В июне того же года прошла серия выступлений посвященных 25-летию «Аквариума». Чуть позже из группы ушел Титов, и на некоторое время в обновленном составе появился Ляпин. В конце 1998 г. был сформирован состав («Новый Электрический Пес»).
После записи альбома «Пси» начинается новый период, последний на сегодняшний день - Аквариум 3.0 (Аквариум International), в который, кроме основного состава, входит большое количество музыкантов из России и Индии. В группу возвращается басисит Александр Титов, без которого не мыслим историчский и классический состав «Аквариума».
Музыка Бориса Гребенщикова звучит в ряде фильмов, к примеру, в фильме А. А. Смирновой «Связь». Он также появлялся в качестве камео в фильмах Сергея Соловьёва «Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» (1989), «Нежный возраст» (2001). Играл, среди прочих, в фильмах «Два капитана-2» (1992) режиссёра Сергея Дебижева, «БГ. Лев Толстой» (2003) режиссёра Виктора Тихомирова.

Борис Гребенщиков (БГ) – живая легенда, основатель русского рока, кумир миллионов. Лидер культовой видел, как менялось российское музыкальное сообщество, приоритеты и авторитеты, и за столько лет не утратил вдохновения.

«То, что интересовало меня 20-30-40 лет тому назад, продолжает так действовать и сейчас: просто спектр интереса все шире. Единственное, к чему я, слава Богу, теряю интерес - это к собственному “я”».

Певец с легкостью отвечает на вопросы цитатами мудрецов, водит дружбу с Далай-ламой, а обвинения в оккультизме парирует заявлением, что Бог вездесущ и посредники между ним и человеком не нужны.

Детство и юность

27 ноября 1953 в семье петербургских интеллигентов (инженера и юриста) появился мальчик, которому спустя годы суждено было стать целой эпохой в истории русской музыки, духовным учителем и автором любимых миллионами песен. Борис Борисович Гребенщиков рос в Ленинграде, учился в школе с математическим уклоном и с детских лет был страшно увлечён музыкой. Ряд источников утверждают, что певец по национальности еврей, да и фамилия у него отнюдь не Гребенщиков, однако никаких доказательств не приводят.


После школы он поступил в Ленинградский университет на факультет прикладной математики. Но главное, что в это же время Гребенщиков решил создать собственный музыкальный коллектив – «Аквариум».

Школьный приятель Анатолий Гуницкий, которого за удивительное сходство с прозвали Джордж, составил Борису компанию в его долгих творческих поисках и репетициях в актовом зале университета. По утверждениям очевидцев, парни были одарёнными поэтами и не могли представить в своей жизни радости большей, нежели пение песен.


Воспитанные на классике рок-н-ролла, влюблённые в Марка Болана, и , друзья поначалу писали и пели по-английски. Но вскоре было принято твёрдое решение: исполнять песни только на родном языке.

Музыка

Первый альбом «Аквариум» выпустил в свет самиздатом. «Искушение Святого Аквариума» в 1973 году критики назвали «первой попыткой создать концептуальную музыку в СССР».


В 1974-м в составе группы появляются еще два человека - М. Файнштейн и А. Романов. Молодые люди расширяют творческие горизонты и создают на родном факультете театральный кружок. Файнштейн пишет абсурдные пьесы, а Романов и Гребенщиков с радостью в них играют. Одно только плохо – ребята так сильно увлекаются драматургией, что почти забывают о музыке. Они выходят из состава группы, в это же время им запрещают репетиции в университете, а лидера коллектива вообще грозятся отчислить.

В «поле» «Аквариума» остается только один воин – Гребенщиков. Но Борис не впадает в уныние: вселенная начинает медленно, но верно сводить его с музыкантами, которые задержатся в составе на 15 ближайших лет. Первой ласточкой стал виолончелист Всеволод Геккель. Тогда же БГ пишет истинные хиты, поныне звучащие на концертах. Репетировать и записывать песни группе в эти годы совершенно негде – всё очень дорого и не одобрено в нужных кабинетах.


Борис Гребенщиков и группа «Аквариум»

Тем не менее, в 1976-м «Аквариум» издаёт альбом «С той стороны зеркального стекла», а в 1978-м на открытом воздухе записывает дуэтом с пластинку «Все – братья-сёстры». С 1981 года дела пошли чуть веселее: Борис начал сотрудничать с легендарной студией Андрея Тропило. Там записаны пластинки «Синий альбом», «Треугольник», «Акустика», «Табу», «День серебра» и «Дети декабря».

Альбом 1986 года «Десять стрел» посвящен трагически погибшему участнику группы Александру Куссулю. В пластинку вошли визитная карточка коллектива «Город золотой», а также «Платан» и «Трамвай».

Борис Гребенщиков и «Аквариум» - «Город золотой»

Музыкант не прекращал записывать песни, хотя в этот период проблем у него было «выше крыши» - после выступления на тбилисском рок-фестивале в 1980 году Бориса исключили из комсомола, уволили с должности младшего научного сотрудника и официально запретили выступать.

Гребенщиков снова не теряется и устраивается работать дворником, чтобы не стать «дармоедом». Его концерты превращаются в «квартирники» - формат, когда музыканты и слушатели собираются на дому и тихо-тихо поют под гитару, чтобы бдительные соседи не обратились в милицию. Тогда же музыкант сводит знакомство с ленинградским авангардистом , с чьей помощью появляется в телепередаче «Весёлые ребята».


После этого приглашения на телевидение приходят певцу всё чаще. В 1981-м Борис становится членом Ленинградского рок-клуба, в 1982 замечает и продюсирует первый альбом и .

Спустя несколько дисков и лет Гребенщиков записывает сразу две англоязычные пластинки в США - «Radio Silence» и «Radio London» выходят в 1989-м. Тогда же певец знакомится с иностранными рок-деятелями – , Дебби Харри, Лу Ридом.


В 1990-м группа «Аквариум» официально прекратила существование. Гребенщиков возглавил «БГ-Бэнд», но хватило его ненадолго – в 1993-м «Аквариум» возобновил свою деятельность.

С перестройкой музыкант вышел из «подполья» на вполне приличные сцены клубов, концертных залов и стадионов. Его альбомы становятся все более необычными по звучанию, его зовут писать музыку для массового кино. В этот же период он не на шутку увлекается буддизмом, становится учеником ламы Оле Нидала, и многократно посещает ашрам индийского гуру Саи Бабы.


Сам Гребенщиков себя не считает убеждённым адептом любой из религий, но слывёт пропагандистом общечеловеческих гуманистических ценностей.

С конца 90-х музыканта заслуженно осыпают наградами: 1998-й – премия «Триумф», 2000-й – «Люди нашего города», 2001-й – премия журнала «Fuzz», 2002-й – премия «НАШЕГО Радио», Царскосельская художественная премия, 2003-й – орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за весомый вклад в развитие музыкального искусства.


С 2005-го по наши дни Борис Борисович ведёт авторскую программу «Аэростат» на «Радио России». Передача пользуется неизменной популярностью у широких масс населения – в ней лидер «Аквариума» в свободной форме поднимает интересующее его вопросы, рассказывает о малоизвестных зарубежных группах и ставит лучшую, по его мнению, музыку. В 2006 году Борис познакомился с гуру неоиндуистского толка – Шри Чинмоем, который дал певцу имя Пурушоттама. Новый знакомый помог в организации концертов Гребенщикова в Лондоне, в «Альберт-холле». В 2007-м музыкант сыграл сольный концерт в ООН.

В 2013-м ходил упорный слух, что «Аквариум» окончательно прекращает своё существование. Слух оказался газетной «уткой» - группа только в очередной раз обновила состав и превратилась в «Aquarium International», взяв в коллектив ирландского флейтиста Браяна Финнигана.

Борис Гребенщиков и «Аквариум» - «Ну-ка мечи стаканы на стол»

Творчество Гребенщикова отличает широта жанров, стилей и направлений, равно как и использование непривычных, а порой экзотических инструментов. В одном интервью Борис сказал, что писал бы тексты исключительно на кельтские мотивы, подобно «Стаканам» («Ну-ка мечи стаканы на стол»), потому что это музыка красивая и живая, чего не сказать о русской.

Кино и театр

С 1981 года БГ выступает актером в театральных постановках и кинофильмах. Среди них – «Жажда», «Долгая дорога домой», «Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви», «Красное на красном», «Два капитана – 2», «Нежный возраст».


Борис Гребенщиков в фильме «Нежный возраст»

В ещё большем количестве кинолент звучит музыка группы «Аквариум»: «Асса», «Дом под звёздным небом», «Азазель», «Питер FM», «Сезон дождей», «Соловей-Разбойник».

В 2014 году был поставлен мюзикл по песням Гребенщикова - «Музыка серебряных спиц».

Книги

Гребенщиков создал несколько произведений в прозе: повесть «Лес» и рассказ «Иван и Данило». В 2009 году принял участие в написании книги «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно». Является автором переводов нескольких буддийских и индуистских трактатов, в том числе «Бхагават-гиты».

Изданные книги музыканта: «Сочинения в 2-х томах: “Песни”, “Непесни”», «Книга Песен», «Два стиха о квартире номер шесть», «Аэростат. Течения и земли», «Аэростат. Воздухоплаватели и артефакты», «Аэростат. Параллели и Меридианы», «Аэростат. Вариации на тему Адама и Евы», «Гребенщиков Б. Б. Трамонтана: Авторский сборник».


Сейчас Борис работает над путеводителем «Священная география Индии» и готовит – сам точно не помнит, какой по счету – перевод труда индуистской философии «Бхагавадгита».

Анатолий Джордж Гуницкий тоже увлекся писательством и выпустил книгу «Осторожно! Играет «Аквариум!», в которой собраны интервью и воспоминания музыкантов и ранее неизданные фотографии, в том числе лидера коллектива в молодости.

Личная жизнь

В 1976-м Борис женился на Натальей Козловской. Через 4 года пара развелась, от брака осталась дочь – ныне востребованная российская актриса . Она к тому же ведет авторскую музыкальную программу «Своя студия» на «Радио-1», а видеоверсия транслируется на Youtube.


Второй раз узами брака певец сочетался в 1980-м с художницей Людмилой Шульгиной – до этого бывшей гражданской супругой Всеволода Геккеля. 14 декабря 1984-го в семье родился мальчик – Глеб, сегодня известный как диджей Gebe.

Финалом совместной жизни с Людмилой стал очередной развод и очередная женитьба.


В 1991-м Борис пошёл под венец с Ириной Титовой, бывшей женой бас-гитариста «Аквариума» Александра Титова. От прежнего брака у Ирины двое детей – Марк и Василиса, ставшая приёмной дочерью Гребенщикова. Марк Титов играет в нескольких коллективах, пишет электронную музыку под псевдонимом Bio C. Василиса Гребенщикова – художница.

Борис Гребенщиков сейчас

Осенью 2018 года БГ отпраздновал юбилей. СМИ разразились по этому поводу всевозможными публикациями. Телевидение крутило клипы на композиции Гребенщикова, а Первый канал в который уже раз показал студийный концерт «Огонь Вавилона». Борис Борисович исполнил знакомые «Марш священных коров», «Желтую Луну», «Иванова» и другие песни.


В том же году вышел новый альбом «Время N», в записи которого участвовали и музыканты группы King Crimson. Пластинка получилась жесткой, с присутствием ненормативной лексики. Портал «Медуза» представил клип на композицию «Страшная месть» авторства в исполнении «Аквариума». Песня вошла в число саундтреков к фильму ужасов « ».

Альбом Бориса Гребенщикова «Время N» (премьера 2018 года)

В залах Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге прошла выставка картин, выполненных Гребенщиковым собственноручно в технике станковой живописи. Представлены также фото, на которых запечатлены моменты творческой биографии и личной жизни культового исполнителя и его ближайшего окружения.

Для истинных ценителей творчества «Аквариума», любящих традиционное звучание, студии Solyd records и Bomba Music выпустили альбомы группы на виниле. Диски-гиганты продаются в интернет-магазинах.

Борис Гребенщиков в шоу «Вечерний Ургант» в 2018 году

В 2019-м «Аквариум» и Борис Гребенщиков планируют выступать с программой «БГ 65». Конкретный сет не прописывается, главное – непредсказуемость, чтобы один концерт не походил на другой. В январе певца ждут в Санкт-Петербурге, в феврале коллектив едет в Киров, Уфу, Челябинск и еще с десяток городов средней полосы России.

Дискография

  • 1976 – «С той стороны зеркального стекла»
  • 1981 – «Треугольник»
  • 1984 – «День серебра»
  • 1989 - Radio Silence
  • 1993 – «Библиотека Вавилона»
  • 1996 – «Снежный лев»
  • 1999 – «Песни Булата Окуджавы»
  • 2003 – «Песни рыбака»
  • 2010 – «Наша жизнь с точки зрения деревьев»
  • 2012 – «Тайная история пчеловодства»
  • 2014 – «Соль»
  • 2018 – «Время N»
Борис Гребенщиков – нестандартный классик советского, а затем российского рока. Созданный им «Аквариум» – одна из первых культовых рок-групп, а БГ – его бессменный лидер на протяжении десятилетий. «Город золотой» – песня, ставшая культовой, ее слушает и любит уже третье поколение поклонников творчества БГ. Несмотря на заимствования в западной музыке, Гребенщиков отличается оригинальностью, называя себя «аятоллой русского рока». Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени.

Детство и семья

Мальчика, родившегося осенью 1953 года в ленинградской семье интеллигентов Бориса и Людмилы Гребенщиковых, назвали в честь отца – Борисом. Корни семьи – саратовские, волна староверов попала в Петербург еще в девятнадцатом веке.


Дедушка Александр был начальником Балтехфлота и в Великую Отечественную войну имел отношение к прокладке Дороги жизни через Ладогу. Его именем даже был назван теплоход во Владивостоке. Бабушка, Екатерина Васильевна, пережив вместе с дочерью блокаду Ленинграда, жила вместе с ними.

У Бориса есть младший на 16 лет брат по отцу, Александр, ныне музыкант рок-групп «КРОМЕ» и «Andrew & Company». В передаче «Ты не поверишь» Александр рассказал, что отец умер, когда ему было 5 лет, и о родстве с лидером «Аквариума», которым он заслушивался с детства, узнал лишь в 18 лет.


По воспоминаниям Бориса Гребенщикова, его бабушка очень трепетно относилась к творческой свободе внука и, несмотря на то, что всегда сопровождала его в прогулках по большому двору (одного Борю не выпускали), передала мальчику свой стиль игры на гитаре.

Боря мечтал иметь свой собственный инструмент, еще будучи дошкольником. И однажды с сияющими глазенками, обутый в онучи и лапти, притащил домой облупленную гитару, которую нашел на помойке. Папа, увидев чумазую мордашку сына, привел инструмент в порядок и покрыл лаком. Звучание гитара потеряла, но выглядеть стала прилично. На ней маленький Боря стал учиться играть, подбирая классические произведения, к примеру, Мусоргского или Шопена.

Отец с мамой (директор опытного завода Балтийского пароходства и юрисконсульт Дома моделей в Ленинграде) не мешали увлечению сына. Даже достали магнитофон МП-2 и отдали Борису. Счастью ученика престижной школы №421 не было предела. Помимо записей музыки с «Голоса Америки» он слушал популярного в СССР Раджа Капура, музыку сороковых годов (записи сохранились у родителей).

В субботние вечера подросток закрывался в зале и записывал с зарубежных музыкальных программ рок-н-рольные композиции. Музыка западала ему в сознание очень хорошо, с Биллом Хейли, к примеру, Боря познакомился благодаря фигуристам Олегу Протопопову и Людмиле Белоусовой, которые танцевали под его композицию.


Мальчишка смотрел фигурное катание и одновременно записывал зарубежную музыку на магнитофон. Однажды он даже умудрился записать по телефону примерно десять песен The Beatles. Несколько раз в доме на Алтайской улице, где жила семья Гребенщиковых, появлялся знаменитый Евгений Клячкин, которого Боря вместе с гостями родителей слушал затаив дыхание. А коллекцию песен Владимира Высоцкого он собирал со второго класса школы и в пятом исполнял со сцены его песню «На нейтральной полосе». Это было первое публичное выступление будущей звезды рока.


Однажды, гуляя летом с бабушкой по Сестрорецку, Боря шел мимо пионерского лагеря ВТО и увидел возле ворот чернокожего паренька, исполняющего на гитаре знаменитую композицию «битлов» Ticket to Ride. Так мальчик понял, что The Beatles можно петь и в СССР. И решил обязательно попасть в лагерь, чтобы познакомиться ближе с необычным исполнителем. Доступ на территорию он получил благодаря ухищрениям и шантажу: под натиском внука бабушка устроилась туда на работу.


Боря всего за день освоил гитару нового друга, перестроил ее на шестиструнку и спел заветную песню. Так с июля 1968 года началось настоящее, как считает Гребенщиков, его музыкальное образование. Под конец каникул он уже играл и пел пятнадцать зарубежных хитов, о которых в стране мало кто слышал. На следующий год у Бориса был уже магнитофон «Нота», с которым он приходил в лагерь. Директор делал попытки прогнать «певца загнивающего капитализма», но пионеры устраивали забастовки, им нравился необычный исполнитель их возраста, начинающий проповедовать свободу:

Одного человека я сбил с пути совсем, он стал носить булыжник и веревки на шее, потому что понял, что он – хиппи. Это был сын композитора Ефима Розенфельда, у него была кличка Хы… Ну а в лагере ВТО образовалась довольно тесная компания людей, которая продолжала общаться и в дальнейшем, а потом постепенно эта компания переросла в театр в Замке (Инженерном, – прим. ред..

В детском возрасте в своем дворе Боря встретил однажды мальчика из соседней парадной, с которым разговорился, а потом и подружился. Звали мальчика Толя. Отчество у него было необычное для советского времени – Августович. Фамилия – Гуницкий. Друзья вместе учились в школе, сочиняли пьесу, с которой намеревались прославиться. Но Борю родители перевели в школу №239, поскольку она была физико-математической, а он собирался поступать на факультет прикладной математики. Но связи друзья не теряли, музыка была главным мотивом в их жизни.

«Аквариум» и первое «Искушение»

Будучи студентом Ленинградского университета и обучаясь на весьма престижном факультете, Борис, тем не менее, больше всего хотел «нести рок-музыку в массы». Вместе с Джорджем (прозвище Гуницкого, очень похожего внешне на одного из солистов ливерпульской четверки) они стали репетировать в актовом зале факультета. Талантливые и одаренные, Борис и Анатолий сами писали стихи, хотя поначалу исполняли композиции на английском, так как их кумирами были Боб Дилан , Игги Поп , Боб Марли, Марк Болан и, конечно, The Beatles .


Но потом друзья решили, что должны петь исключительно на русском языке. Хорошо владеющий английским языком Гребенщиков стал переводить некоторые тексты, писать свои. Через некоторое время их обвинят в постоянном плагиате, на что БГ ответит, что в рок-н-ролле, как в фольклоре, каждый свободен исполнять то, чего душа просит. И уточнит, что у «Аквариума» не было таких случаев, чтобы, например, прослушав Брайана Ино, решили перепеть. Скорее, наоборот. Сначала что-то напишут, потом уже думают, на что это похоже. Борис уверен, что плагиата в рок-н-роле просто не может быть, и сам он за его безымянность.


Первый самиздатовский диск «Искушение Святого Аквариума» тогда еще немногочисленные поклонники коллектива увидели в 1973 году. Песни называли «концептуальной музыкой», критики сообщали о «первой попытке создания» подобной музыки в СССР. А БГ и Джордж пригласили в группу Михаила Файнштейна-Васильева («Фан») и Андрея Романова («Дюша»).


Ребята, фонтанировавшие творческими идеями, создали театральную труппу с постановками абсурда. Пьесы писали Джордж и Фан, а Боб (раннее прозвище Гребенщикова) и Дюша воплощали на сцене их затеи. Для троицы музыка отошла на некоторое время на второй план, чего Борис не стерпел и остался в «Аквариуме» один.


Угроза отчисления из института его не испугала, но репетировать в здании вуза ему запретили окончательно, после чего несколько лет с новым составом «Аквариум» он числился в подпольщиках. Коллективу был также закрыт путь на звукозаписывающие студии. Репетиции проходили на квартире Всеволода Гаккеля, который перешел в группу из фолк-рок-компании «Акварели».


Записи новых композиций делались подпольно. Так были записаны пластинки «С той стороны зеркального стекла», «Все братья – сестры». Уникальность последней состояла в том, что она была записана на свежем воздухе совместно с Майком Науменко и вышла самиздатом в количестве десяти штук.

Квартирники и фестивали от БГ

Запрещенные цензурой «аквариумисты» не могли выступать перед большой аудиторией, поэтому в семидесятых годах ограничивались акустическим форматом выступлений, каковым на то время был квартирник. В основном звучали песни самиздатовского альбома «Акустика», который разошелся к тому времени по всему СССР.


Пару лет Гребенщиков занимался выпуском журнала о рок-музыке «Рокси», а затем «Аквариум» в 1980 году выехал на свой первый официальный рок-фестиваль «Весенние ритмы» проходивший в Тбилиси. И сразу скандал. Гребенщикова и группу обвинили в пропаганде инцеста.

«Аквариум» на Весенних ритмах в Тбилиси, 1980 год

А все дело было в плохих динамиках, из которых вместо слов «выйти замуж за финна» зрителям послышалось «выйти замуж за сына». К тому же вместо заявленных песен группа исполнила «Героев», «Кусок жизни», «Минус 30». Жюри покинуло зал сразу же и в полном составе, группе снова было отказано в помещении для репетиций, а Бориса, как только он приехал в Ленинград, исключили из комсомола. Позже он скажет:

Когда я вступал в комсомол, часть ритуала заключалась в том, что на вопрос, почему вступаешь, нужно было ответить: «Я хочу находиться в авангарде советской молодежи». Через много лет я понял, что не отступил от своей клятвы.

В целом же 80-е годы стали для группы знаковыми. Благодаря знакомство с Андреем Тропилло в 1981 году был записан «Синий альбом», первый студийный альбом «Аквариума». В том же году группа становится членом первого Ленинградского рок-клуба, получает возможность постоянно концертировать и даже приглашается к участию в первом Ленинградском рок-фестивале с жутко серьезным названием «Первый городской смотр-конкурс любительских рок-групп Ленинграда на лучшее исполнение песен антивоенной тематики под девизом „За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу!“».


Вскоре группа начала сотрудничать с ярким представителем андеграунда Сергеем Курехиным . Гребенщиков появился с «Двумя трактористами» в телевизионном эфире «Веселых ребят», на «Музыкальном ринге» и в других проектах.


В 1982 году БГ стал продюсером первого альбома Виктора Цоя и группы «Кино». Через несколько лет записал два англоязычных диска: «Radio Silence» и «Radio London». В Америке он увлеченно общался с Дэвидом Боуи , Лу Ридом, Игги Попом.

Концерт «Диалог»

Перестройка и гласность дали возможность собирать концертные залы и стадионы, выпускать новые, необычные по звучанию и стилю альбомы, писать музыку для кинофильмов. На экраны вышел ставший впоследствии культовым фильм «Асса» Сергея Соловьева и в нем прозвучал «Город золотой» в исполнении БГ, песня, ставшая визитной карточкой Гребенщикова.

Аквариум – Город золотой

Интересный факт: стихотворение «Рай» Анри Волхонского начинается словами «Над небом голубым» и речь в нем действительно идет про Эдем. Гребенщиков же рай «переместил» «под небом голубым» и объяснил Анри это следующим образом:

Как автор ты, естественно обязан поддерживать свою версию, но я эту песню услышал и запомнил вот так, и мне представляется, что рай необязательно искать где-то в другом месте, мне кажется, что его можно увидеть на Земле.

Творчество девяностых и последующих годов

В 1990 году Гребенщиков официально объявил о прекращении творческой деятельности «Аквариума» и о создании нового коллектива «БГ-Бэнд». Но через три года «Аквариум» снова вышел на сцену. В 1998 году БГ становится первым рок-музыкантом, которому была вручена государственная премия «Триумф» за достижения в области литературы и искусства.


Новый виток всплеска популярности пришелся на конец девяностых – начало двухтысячных годов, когда были выпущены почти один за другим альбомы «?» и «Сестра Хаос». Жесткие и разноплановые, они отличаются от привычного стиля «Аквариума».


В двухтысячных Гребенщиков – ведущий программы на Радио России под названием «Аэростат». Шри Чинмой, гуру-неоиндуист, нарекает его именем Пурушоттама. При его содействии БГ выступил со своей программой в лондонском Альберт-холле, дал сольный концерт в Организации Объединенных Наций.


В 2013 году с «Аквариумом» происходят метаморфозы – в коллективе появляется флейтист-ирландец Браян Финниган, а название группы звучит как Aquarium International. 2014 год отмечен мюзиклом по композициям БГ под названием «Музыка серебряных спиц».


В течение двух последних десятилетий Гребенщиков проявил себя как писатель и переводчик. В его интерпретации можно увидеть «Бхагаватгиту», буддистские и индуистские трактаты. Одна из недавних его книг – «Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова». Поговаривают, что БГ ее не писал сам, но мэтр рока, как обычно, находит слова, которые делают смешными все «поговаривания» в его адрес.

Личная жизнь Бориса Гребенщикова

Факт удивительный, но три женщины, которым Гребенщиков предлагал выйти за него замуж, сначала были женами его друзей-приятелей. Каким образом он умудрялся сохранять с экс-мужьями хорошие отношения – загадка.


Наталья Козловская, первая жена Гребенщикова, с которой они поженились в 1976 году, сначала встречалась с Михаилом Файнштейном, Фаном. Свадьбу сыграли пышную, приглашенных гостей было множество. Отношения разладились быстро, а окончательно сошли на нет после рождения дочери Алисы . Наталья вскоре вышла замуж за психотерапевта Дмитрия Овечкина, который принял ее дочь как родную и много внимания уделял ее образованию.


Когда БГ из-за проблем в своей семье начал ночевать у Севы Гаккеля, он вдруг обратил внимание на его жену Людмилу Шурыгину. Связь вначале была тайной, встречи на крыше по ночам, пока муж Люды мирно спал, страстными. Когда Всеволод узнал про адюльтер, он попросту отошел в сторону, продолжая заниматься музыкой в «Аквариуме».


«Бо» и «Лю», как они себя называли, поженились. Девять лет счастливого супружества закончились разводом, поскольку Людмила узнала, что ее ветреный муж заводил романы направо и налево, даже не смотря на то, что она родила ему сына Глеба.


«Я очень любила мужа тогда, да и сейчас тепло к нему отношусь, но кобель Гребенщиков первосортный. Ни одну бабу более-менее мимо себя не пропустит. Говорят, какая-то даже бородатая была! Короче, все что движется, то и нравится. И это натура. Может он так идеи для творчества черпает? Не знаю», – делилась мнением о бывшем супруге Шурыгина, которая долгое время находилась в депрессии после расставания, пытаясь заливать тоску алкоголем.

Борис Гребенщиков сейчас

Как и прежде, БГ сохраняет равновесие, опираясь на «пять точек». Он постоянно находится между Питером, Москвой, Нью-Йорком, Лондоном и Парижем. Сакральными для него стали также некоторые места в Непале, Индии. Музыканту снова хочется сделать что-то такое, чего от него не ждут. Возможно, именно поэтому Гребенщиков объявил, что в 2020 году «Аквариумом» будет выпущено сразу пять новых альбомов.

Борис Гребенщиков – Вечерний М.

Ни один из них пока что не назван, но предполагается, что в первом будут собраны песни, записанные за пять последних лет, которые выкладывались лишь в интернете. Во второй планируется включить совсем новые синглы – «Изумрудную», «Басту Расту» с ее электронно-шаманским звучанием. Кавер-версии перепетых песен друзей из Ленинградского рок-клуба восьмидесятых и Московской рок-лаборатории войдут в два следующих альбома «Аквариума».

В их числе легендарные хиты Майка Науменко, Петра Мамонова , Виктора Цоя, Вячеслава Бутусова , группы «Зоопарк». В пятый альбом будут собраны малоизвестные песни очень известных бардов – Булата Окуджавы , Евгения Клячкина, Александра Городницкого и других. БГ, как обычно, не называет конкретных дат выхода дисков, как не сообщает, какой из них поклонники увидят первым, а какие в последующем.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бориса Гребенщикова

Гребенщиков Борис Борисович – советский и российский музыкант, композитор, поэт. Один из основоположников русского рока.

Ранние годы

Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Отец Борис Александрович был научным работником. Мать Людмила Харитоновна долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском университете.

Детство Бориса Гребенщикова прошло в Ленинграде, на Алтайской улице, в доме 22. По окончании 8-го класса в известной школе № 421 он перешел в математическую школу № 239, потом поступил на факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета. Именно там, в комнате за сценой актового зала факультета, стали проходить первые репетиции новой ленинградской рок-группы « », основанной Борисом Гребенщиковым вместе с приятелем по школе Анатолием Гуницким по прозвищу Джордж, которое он получил из-за внешнего сходства с Джорджем Харрисоном. Молодых людей объединял страстный интерес к западной рок-культуре, поэтическое дарование и отношение к музыке как к главному в жизни. Уже в 1969 году Борис сочинял и пел песни на английском языке в школьном ансамбле. Вскоре он пришел к убеждению, что тексты песен должны быть русскими.

Творческий путь

Несмотря на «официальную» изолированность жителей СССР от западной культуры, на « » западная музыка всегда очень существенно влияла. Музыканты вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Марли, Джима Моррисона. В начале 1970-х годов Борис Гребенщиков был одним из тех людей, у которых новые пластинки появлялись мгновенно. Благодаря хорошему знанию английского языка лидер « » прекрасно ориентировался в ней, и планка, которую он себе ставил, всегда была на мировом уровне качества.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973 году, стал едва ли не первым опытом создания концептуального музыкального произведения в советской России. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством ленинградских рок-групп того времени, исполнявших узкоспециальные советские песни. «Аквариум» органично сделался частью мировой рок-культуры, ассимилируя ее в советском музыкальном пространстве.

В 1974 году в состав группы вошли Андрей Романов и Михаил Файнштейн. На факультете прикладной математики ЛГУ был организован театр, в котором А. Гуницкий и другие члены группы писали и ставили пьесы в абсурдистском жанре. Позже к ним присоединился профессиональный режиссер Эрик Горошевский. Руководство университета грозило Борису отчислением, запрещало репетиции. Вскоре пришлось делать выбор между музыкой и театром, так как увлечение драматургией стало во многом определять направление творческой деятельности коллектива. Был период, когда Борис Гребенщиков оставался в группе практически один, но с появлением виолончелиста Всеволода Гаккеля начал формироваться состав, просуществовавший следующие 15 лет. Появляются песни, которые останутся в репертуаре « » на многие годы.

Звукозапись для подпольного рок-музыканта в то время тоже была подпольной. Записи были величайшей ценностью, переписывались десятки раз и бережно хранились, благодаря чему современный слушатель и теперь имеет возможность услышать записи , раннего , . Борис Гребенщиков и группа « » в это время записывают альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978), созданный в соавторстве с Майком Науменко. Запись этого альбома происходила на полянке между Невой и Смольным, на открытом воздухе. Это был первый альбом с обложкой. Его тираж составил 10 экземпляров и моментально разошелся по рукам.

Возможности профессиональной звукозаписи были ограничены, например, сложно было записать полноценный электрический альбом, но существовали студии, дававшие достаточно высокое качество. Одна из самых известных – студия Андрея Тропилло, будущего звукорежиссера « », делавшего также первые записи групп « », « », « », располагавшаяся первоначально в Доме юного техника на Охте. С осени 1980 года группа получила возможность записываться. Первая студийная запись – «Синий альбом» – разошлась по стране в самиздате. Фотографии для самодельной обложки, как и для многих последующих альбомов, делал фотохудожник Андрей Усов. Впоследствии в стенах студии были записаны и другие альбомы « »: «Треугольник», «Акустика», студийная сторона «Электричества», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря».

В 1990 году в Лондоне был записан другой англоязычный альбом – Radio London. За время нахождения за границей Гребенщиков знакомится со многими известными западными музыкантами и позднее записывает с иностранными музыкантами некоторые свои диски.

Вернувшись в Россию, Борис Гребенщиков собирает новый коллектив. Группа получила название «БГ-Бенд». В него вошли, кроме Гребенщикова, мультиинструменталист, музыковед Олег Сакмаров, прекрасный аккордеонист Сергей Щураков, гитарист Алексей Зубарев, скрипач Андрей Решетин, ударник Петр Трощенков и др. Большая часть песен этого периода, составивших «Русский альбом», стали, с одной стороны, выражением происходящих в России перемен, а с другой передали ту глубинную русскую атмосферу, которая существует уже много веков.

В конце 1980-х годов в основном под влиянием общения с группой художников «Митьки» Борис Гребенщиков начинает писать картины, преимущественно примитивистского плана. В 1989-1992 годах как актер и композитор вместе с он принимает участие в съемках фильма Сергея Дебижева «Два капитана–2».

В 1993 году группа Бориса Гребенщикова возвращает себе прежнее название. Выходят альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Кострома Mon Amour», «Навигатор», «Снежный лев». В них очень много вальсов – типично русская мелодика, напевность. Вновь появляется столь любимая « » эклектика, ощущается большое влияние восточной музыки и философии. В 1997 году выходят альбомы «Гиперборея», «Лилит», записанный с западными музыкантами – на этот раз с группой The Band.

Борис Гребенщиков записывает не только свои песни. В 1994 году выходит диск песен в его исполнении, в 1999 – . Обе эти пластинки аутентичны, передают оригинальный дух песен, но при этом абсолютно индивидуальны. Также осуществляются другие проекты, например, записи инструментальных альбомов, а также альбом «Прибежище» – тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой The Mirrors, а в 2002 году – с ними же – альбом Bardo. В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого «Пятиугольный грех».

В 1999 году вышел абсолютно не похожий на предыдущие альбомы «?», в 2002 году, в год 30-летия « », – «Сестра Хаос» – жесткий разноплановый альбом, назвавший многие происходящие сегодня вещи своими именами. В 2003 году « » выпустил альбом «Песни рыбака», запись которого проходила в России и в Индии с участием индийских музыкантов. Следующие альбомы « » – ZOOM ZOOM ZOOM (2005), «Беспечный русский бродяга» (2006), «Лошадь белая» (2008), «Пушкинская, 10» (2009), «День радости» (2010), «Архангельск» (2011), «Воздухоплавание в компании сфинксов» (2012), «Аквариум +» (2013). После этого группа на некоторое время прекратила свою деятельность, а в 2015 собралась вновь (уже в четвертом по счету составе. Появились альбомы «Песни нелюбимых» (2016) и «Двери травы» (2017). Параллельно Борис записывал и сольные альбомы. Так, в 2004 вышел инструментальный альбом «Без слов», который был записан еще в 1990-х годах, в 2014 – «Соль», в 2018 – «Время N».

За несколько десятков лет непрерывной творческой деятельности Борис Гребенщиков написал более 500 песен, создал более 40 музыкальных альбомов. Его творчество оказало большое влияние на интеграцию российской культурной мысли в мировое культурное пространство. Оно широко известно и достойно представлено за рубежом, о чем свидетельствуют опубликованные во многих странах созданные им музыкальные произведения.

С Борисом Гребенщиковым играли и играют музыканты высочайшего класса, например, Борис Рубекин – клавиши, Андрей Суротдинов – скрипка, Владимир Кудрявцев – бас, Альберт Потапкин – барабаны, Олег Шар – перкуссия, Александр Беренсон – труба, Игорь Тимофеев – саксофон, флейта, Федор Кувайцев – кларнет, Брайан Финнеган – тинвистл и флейта, Глеб Гребенщиков – перкуссия и другие.

Награды

В 1998 году Борис Гребенщиков стал первым и единственным рок-музыкантом – лауреатом Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». В 2002 году Борис стал лауреатом Царскосельской художественной премии. В 2003 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Личная жизнь

Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Первой женой Бориса Гребенщикова была Наталья Козловская. В 1978 году у пары родилась дочь Алиса. Алиса стала актрисой, была замужем за Сергеем Дандуряном, в 2008 году родила от него сына Алексея. Что касается брака Бориса и Натальи, то он распался в 1980 году. Сразу же после этого Гребенщиков сошелся с Людмилой Шурыгиной, художницей, с которой прожил девять лет. В 1984 году Людмила подарила Борису сына Глеба. Глеб стал музыкантом, в 2014 году вошел в состав отцовской группы. Женился, стал папой дочки Алисы.

Третьей женой Гребенщикова стала Ирина Титова, экс-супруга бас-гитариста « ». От предыдущего брака у Ирины на момент свадьбы с Борисом уже было двое детей – Марк и Василиса. Василиса стала приемной дочерью Бориса, получила его фамилию. Марк избрал своей профессиональной деятельностью музыку, Василиса же стала художницей.