» »

Женщиной не рождаются. Зачем Симона де Бовуар стала феминисткой. Любовная биография Ж-П. Сартра и С. де Бовуар Личная жизнь симоны де бовуар

02.07.2020

Симона де Бовуар (полное имя Симона-Люси-Эрнестина-Мари Бертран де Бовуар) – французская писательница, представительница экзистенциальной философии, идеолог феминистского движения – родилась 9 января 1908 года в Париже в комфортабельных апартаментах на бульваре Распай.

Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, ведущему происхождение от Гийома де Шампо – средневекового французского теолога, ритора и логика, учителя Абеляра. Симона была старшей дочерью в семье Жоржа Бертрана де Бовуара, работавшего юристом-секретарём, и Франсуазы де Бовуар, урождённой Брассо, набожной католички, которая была дочерью богатого банкира из Вердена. Через два года после рождения Симоны в семье появилась вторая дочь – Элен.

В пять с половиной лет родители отдали Симону в школу Кур Дезир, в которой под наставничеством монахинь готовили к добродетельной жизни девочек из благородных семей. Родители, в первую очередь мать, желали видеть Симону в будущем добропорядочной женой какого-нибудь буржуа, а возможно, и принца. Её мечтам не дано было осуществиться, что было ещё более разочаровывающим с учётом произошедшего разорения семьи по вине главы семейства: Бертран де Бовуар вложился в заём правительства Российской империи под высокий доход, обещанный Николаем II, однако революция 1917 года похоронила мечты о доходах, как и непосредственно сами вложения. Строгое буржуазное воспитание, полученное от матери, описано в книге Симоны «Воспоминания благовоспитанной девицы» (Mémoires d’une jeune fille rangée, 1958 ).

Разорение семейства, печальное по сути, вместе с тем явилось для Симоны вполне реальным подтверждением той особой судьбы, которую она представляла себе в детстве. Усердно предаваясь молитвам, девочка «играла» в великомученицу, полагая, что жизнь её навсегда отдана Богу. Однако прилежное обучение в школе, где она ходила в лучших ученицах, не могло исправить бедственного положения семьи, которая вынуждена была сменить престижное жильё над богемным рестораном «Ротонда» на тесную квартиру в тёмном доме без лифта на улице Рен.

Родители объяснили дочери, что только образование поможет ей выбраться из бедственного положения, в котором оказалась семья. Религиозность сменилась сомнениями, а затем и разочарованием. К подростковому возрасту в девочке проявилась ещё одна характерная особенность: наряду с интеллектом у неё проявилась способность принимать бескомпромиссные решения. Шаг от великомученицы к воинствующей атеистке по меркам Симоны был обоснованным и разумным шагом.

Интерес к литературе ей привил отец. К пятнадцати годам Симона уже решила стать знаменитым писателем. Её увлекали Морис Баррес, Поль Клодель, Андре Жид, Поль Валери, а ведение подробного дневника заменило исповедь.

Окончила школу в 1925 ; изучала математику в Католическом институте Парижа, филологию в институте Сен-Мари-де-Нейи. Через год получила диплом Парижского университета по литературе и латинскому языку. В 1927 получила диплом по философии (её выпускная квалификационная работа была посвящена философии Лейбница) и стала девятой женщиной, окончившей Сорбонну. На учительской практике познакомилась с Морисом Мерло-Понти и Клодом Леви-Строссом; работала с ними в одной школе. Весной 1928 она получила степень бакалавра искусств. На факультете искусств встретилась с Жаном-Полем Сартром, Полем Низаном, Рене Майо (последний, обыгрывая созвучие её фамилии с английским словом beaver (бобёр), дал ей прозвище «Бобёр», в дружеском кругу закрепившееся за Симоной до конца жизни). Начала готовиться к конкурсу по философии – экзамену, по результатам которого составляется общефранцузский рейтинг студентов, – для чего, в частности, посещала занятия в престижной Высшей нормальной школе. Первое место на экзамене получил Жан-Поль Сартр, второе – Симона, и в свой двадцать один год стала самой молодой из сдавших этот экзамен.

Знакомство с Сартром переросло в отношения, которые длились всю жизнь. После окончания учёбы де Бовуар и Сартр должны были решить, остаются ли они вместе. Однако мужем и женой они так и не стали. Вместо этого они заключили между собой договор, согласно которому становились партнёрами, храня друг другу интеллектуальную верность, при этом не считая изменой любовные связи на стороне.

В 1929-1931 Сартр проходил службу в армии. После службы его направили на работу в Гавр, Симона же в 1931 отправилась преподавать философию в Марсель. Они решили продлить свой договор и по-прежнему не хотели связывать друг друга обязательствами, при этом продолжая близкое общение. В 1932-1937 Симона работала в Руане - преподавала в Лицее Корнеля, а затем - в парижском Лицее Мольера. Она постоянно виделась с Сартром, и оба вели в это время безмятежную жизнь, полную интеллектуальных игр, флирта и любовных приключений.

Погружённые в мир литературы и философии, Симона и Сартр придерживались крайних революционных взглядов, при этом находясь на другом полюсе от реального участия в политической жизни.

В 1939 она делает попытку напечатать свою первую книгу – сборник рассказов «Главенство духа» (издан в 1979 под названием «Когда главенствует дух» (Quand prime le spirituel)). Однако рукопись отвергнута издательством, которая нашла показанную Бовуар картину нравов неубедительной. В этом же году Сартра с началом Странной войны забирают в армию, и в июне 1940 он попадает в плен, где проводит девять месяцев и отпускается по причине слабого здоровья.

После возвращения Сартра в Париж, Симона вместе с ним принимает участие в организации подпольной группы «Социализм и свобода», в которой также участвовали Морис Мерло-Понти, Жан-Туссен Десанти, Жан Канапа и другие. Однако группа скоро расформировывается, и Сартр решает бороться с оккупацией с помощью писательства.

В 1943 Бовуар отстраняют от преподавательской деятельности, поводом для чего послужило заявление матери Натали Сорокиной, обвиняющей Симону в растлении своей дочери. Отстранение было снято после войны. В 1943 Бовуар публикует свой первый роман – «Гостья» (L’Invitée), который проводит идеи экзистенциализма. Эта тематика (свобода, ответственность, межличностные отношения) присутствует и в последующих её работах. Работу над «Гостьей» Бовуар начала ещё в 1938 , книга была закончена летом 1941 . Однако в романе не нашли отражения бурные события политической жизни того периода.

В 1944 Жан Гренье знакомит Симону с понятием экзистенциализма. Она соглашается написать эссе для готовящегося сборника, отражающего современные идеологические направления, и к 1944 пишет «Пирра и Цинеаса» (Pyrrhus et Cinéas). В нём Бовуар «приходит к заключению, что всякое действие чревато риском и угрозой поражения. Долг человека перед собой в том, чтобы соглашаться на риск, но отвергать даже мысль о грядущем поражении».

В годы войны Симона пишет роман о Сопротивлении «Кровь других» (Le Sang des autres»). Признанная в Америке «учебником экзистенциализма», книга представляет собой позицию Бовуар по вопросам ответственности человека за свои поступки.

В 1945 Сартр вместе с Мишелем Лейрисом, Борисом Вианом и другими основывает литературно-политический журнал «Новые времена». В редколлегию вместе с Симоной входят Морис Мерло-Понти, Раймон Арон, Жан Полан. В дальнейшем Симона принимала деятельнейшее участии в жизни журнала. Частые отлучки Сартра в США вынуждали её писать эссе и заметки для журнала не только от своего, но и от его имени. Также она оставалась самым важным его редактором и критиком: она прочитывала всё написанное им до строчки.

После войны Симона плодотворно трудится. В 1945 в «Новых временах» выходит её труд «Литература и метафизика» (Littérature et métaphysique), позднее вошедший в книгу «За мораль двусмысленности» (Pour une morale de l’ambiguïté, 1947 ), она издаёт фантастический роман «Все люди смертны» (Tous les hommes sont mortels, 1946 ). Но профессиональные успехи омрачаются новыми проблемами в личной жизни, связанные, разумеется, с Сартром. В США Жан-Поль безумно увлекается Долорес Ванетти и почти забывает о Симоне. Не в силах повлиять на него, она вынуждена преобразовывать терзающие её чувства в слова на бумаге («Все люди смертны» как раз явился результатом её страданий).

В 1947 Симона также отправляется в США с курсом лекций по литературе. Там она встречает Нельсона Олгрена. Между ними начинается роман, продлившийся четырнадцать лет. Симона ощутила тепло и радость неподдельной физической любви, однако выйти замуж за Олгрена и иметь с ним детей она отказалась. Узы, связывающие её с Сартром, оставались непоколебимы. И хотя их пути после войны во многом разошлись, как в пространстве, так и в философских воззрениях, Бовуар никогда не предавала идею о прекрасном союзе двух интеллектуалов, наоборот, она всегда старалась её подпитывать, как бы иллюзорна временами она ни становилась.

В 1958 выпустила первую книгу автобиографической трилогии – «Воспоминания благовоспитанной девицы» (Memoires d’une jeune fille rangée, 1958 ). В этой книге автор рассказывает о своей жизни до зрелого возраста. В двух последующих частях автобиографической трилогии, «Сила зрелости» (La Force de l"âge, 1960 ) и «Сила вещей» (La Force des choses, 1963 ), изображается её жизнь сподвижницы и ученицы Сартра. В романах Симоны де Бовуар развиваются экзистенциалистские идеи. В романе «Мандарины» (Les Mandarins, 1954 ), получившем самую престижную литературную премию Франции – Гонкуровскую, отражены события жизни писателей из окружения Сартра, показана идейная и политическая жизнь послевоенной Франции.

По просьбе dessert_flower помещаю в своем ЖЖ несколько переводов, которые делала для журнала "Силуэт".Все права на эти переводы принадлежат концерну "Новости недели".

"Симона, любовь моя..."

Симона де Бовуар – это символ феминизма. Ее книги "Второй пол" и "Мандарин" стали манифестом, провозглашающим освобождение женщины от пут, которые сковывавали ее на протяжении всей истории человечества. Симона была центром философского кружка, во многом определившего западное мышление прошлого века.

Симона де Бовуар родилась в 1908 году в Париже. Ее отец Жорж де Бовуар был адвокатом, сибаритом, неисправимым волокитой и убежденным атеистом. Фрэнсис, мать Симоны, - напротив, ревностная католичка. Она отправила своих двух дочерей учиться в католическую школу. В конце Первой мировой войны семья де Бовуар обнищала. Отец, вложивший свой капитал в акции железных дорог России, был вынужден теперь работать на обувной фабрике. С беззаботной жизнью было покончено: прислугу уволили, а семья переехала в маленькую квартиру. Единственным утешением юной Симоны были книги. Ее успехи в рукоделии, игре на фортепиано и пении были более чем посредственными. По математике у нее были низкие оценки из-за плохого почерка.

Встреча с Жан-Полем

Больше всего Симону привлекала философия, здесь она успевала лучше всех. В те годы считалось, что философия – это ключ к истине.

В 19 лет Симона написала в своем дневника: "Я не готова к тому, чтобы строить свою жизнь, собразуясь с чьими бы то ни было желаниями, кроме собственных". Она поступила в Сорбонну на философский факультет. В то время на факультете задавала тон обособленная троица студентов, считавших себя элитой. Их звали Эрбо, Низан и Сартр.

Голубые глаза де Бовуар привлекли внимание Эрбо, и она даже была удостоена беседы. А в конце семестра Симона получила приглашение на совместную подготовку к экзаменам. Инициатором идеи был Сартр.

Постепенно молодые люди сходились все ближе и даже стали назначать друг другу свидания. Так зародился самый интеллектуальный союз 20-го столетия.
Сартр решил, что Симона будет принадлежать ему. "Она была красива, даже когда надевала свою уродливую шляпку. В ней удивляло сочетание мужского интеллекта и женской чувствительности".

Жан-Поль Сартр родился в 1905 году. Когда он встретился с Симоной ему было 23 года, а ей - 20. Во время первого свидания они пошли смотреть фильм Бастера Китона, которого Жан-Поль обожал.

Де Бовуар потом вспоминала: "Я как будто встретила своего двойника. Когда мы расстались, я знала, что он останется в моей жизни навсегда". На экзаменах он получил первое место, она – второе. Разница в оценках была незначительная. Но этот порядок – сначала он, а потом уже она – сохранился на всю жизнь.

Они уехали на десять дней на каникулы, а, вернувшись в Париж, стали любовниками. После учебы Сартра забрали в армию в метеорологические войска на полтора года. Симона осталась в Париже и продолжала учиться. По окончании армии Сартр получил место профессора в Гавре. Там они смогли встречаться только во время отпуска. Уже тогда у Сартра было пять любовниц. Но свои отношения с де Бовуар он назвал "морганатическим браком", себя при этом относя к аристократам, а Симону – к простонародью. Хотя в действительности все было наоборот. Они заключили соглашение о полной "прозрачности отношений": не скрывать друг от друга свои любовные связи.

В Париже Симона и Жан-Поль получили должности преподавателей философии. Они поселились в разных отелях, но виделись ежедневно. Сартр и де Бовуар никогда не ночевали под одной крышей.

Париж в те годы переживал бурный расцвет искусств. Открывались кафе художников, клубы, кинотеатры. Сартр обожал ходить в кино, сидеть в одном из кафе Монпарнаса с друзьями-художниками и прочими представителями богемы, которые души в нем не чаяли. Жизнь была прекрасна.

В 1934 году Сартр встретил Ольгу Козакевич, светловолосую русскую аристократку, которая стала его постоянной любовницей.

У Симоны также был роман с Ольгой, которая, как оказалось, издевалась над ними обоими. Ольга настояла, чтобы они с Жан-Полем ехали в отпуск, оставив Симону в одиночестве. Когда они вернулись, Сартр отказался поведать Симоне, что же между ними произошло. Он сделал Ольге предложение, но их семейный союз не состоялся, и Жан-Поль переключился на сестру Ольги – Ванду. Де Бовуар все знала, но молчала. Она не хотела потерять Сартра. "Он был первым мужчиной в моей жизни", - объясняла Симона своему любовнику Нельсону Алгрену.

Романы Симоны

Сделав вид, что ей безразличны любовные истории Жан-Поля, Симона вступала в связи со своими ученицами. С одной из них, Бьянкой Ламблен, ставшей впоследствии профессором философии, Симона поехала отдыхать в деревню, а потом передала ее Сартру, который, как выяснилось, оказался никудышним любовником.

В Европе наступил мрачный период. В Испании началась гражданская война. Сартр, Де Бовуар и их друзья с ужасом наблюдали за тем, как Франция отказалась помогать республиканцам, в то время как итальянские фашисты и немецкие нацисты помогали генералу Франко захватить власть. Во Францию стали прибывать беженцы из Германии со страшными историями о злодеяниях нового режима.

Когда началась Вторая мировая война, Сартар опять был мобилизован в метеорологические войска. Симона осталась в Париже и продолжала заниматься преподаванием. 21 июня 1940 года Сартр попал в плен к немцам, где, как ни удивительно, продолжал писать. Но и Симона не сидела сложа руки. Она написала роман "Девушка приглашена в гости". В нем рассказывалось об одной особе, которая проникла в супружескую жизнь двух интеллектуалов и разрушила их союз. Любовная связь Ольги с Жан-Полем и Симоной, длившаяся несколько лет, даром не прошла.

Когда в 1943 году Сартр вернулся из плена, Симона показала ему свою книгу, чтобы услышать его мнение. Сартр пришел в восторг и написал письмо в престижное издательство "Галимар". В тот же год книга вышла в свет. Симона де Бовуар прекратила преподавательскую деятельность и занялась сочинительством. С этого момента Сартр и де Бовуар стали показывать друг другу все, что написали.

Тем временем Сартр вошел в ряды Сопротивления. Он основал газету "Комбэ", где печатал прокоммунистические статьи и стал пропагандировать свою знаменитую философскую систему – экзистенциализм. Существование человека, утверждал Жан-Поль Сартр, не имеет цели. Человек волен осуществлять действия, которые придают его существованию смысл. Де Бовуар разделяла его взгляды.

В 1945 году, когда война кончилась, Сартр разорвал свое соглашение с Симоной и уехал в Нью-Йорк. Один. Такое случилось впервые.
В Нью-Йорке Сартр познакомился с хорошенькой актрисой Долорес Ванетти Эренрейх и влюбился в нее. Он не вернулся в Париж, как планировал, а остался в США. Симоне в ту пору было 37 лет. Их интимные отношения с Сартром прекратились давно. С другими мужчинами она не показывалась публично. "Люди ждали, что я буду верной Сартру, - писала она. – Поэтому я делала вид, что так оно и есть".

Алгрен предлагает руку и сердце

В 1947 году Симона полетела в США. Нельсон Алгрен, - писатель, автор книг о жизни обычных людей в США и жителей чикагских трущоб, - вызвался показать французской интеллектуалке город. Симоне было 39, Нельсону на год меньше. Они страстно полюбили друг друга. Он хотел создать с ней семью. Но Симона отказала. Она была готова отказаться от всего, кроме вероломного Сартра. Любовная история Алгрена и де Бовуар длилась 14 лет, она писала ему страстные любовные письма, в то время как у нее был роман еще с одним мужчиной, но тем не менее Симона хранила преданность Сартру.

Интеллектуальная близость имела для нее гораздо большую ценность, чем сексуальная. В 1949 году де Бовуар выпустила новую книгу. Это было биологическое, социологическое, антропологическое, политическое исследование, вышедшее в двух томах. Симона назвала его "Второй пол". Книга открывалась высказыванием философа Серена Кьеркегора: "Родиться женщиной – какое несчастье! Но в 70 раз большее несчастье, когда женщина этого не осознает".

Де Бовуар обвинила род мужской в том, что он всегда использовал женщину для своих социальных и экономических потребностей. "Женщиной не рождаются, ею становятся", - писала Симона. Де Бовуар обличала капиталистическое общество в эксплуатации женщины. Женщина – это лишь тело, удовлетворяющее сексуальные потребности мужчины. Но в то же время общество проявляет беспокойство, создавая формы социальной защиты для женщины, которые на самом деле угнетают ее. Равенство будет достигнуто, утверждает Симона, когда женщины сами поймут свое абсолютное равенство с мужчинами.

Книга вызвала бурю положительных откликов. За первую же неделю было продано 22 000 экземпляров на французском языке. По всему миру она расходилась миллионными тиражами, ее переводили на десятки языков. Симона была удостоена лестного титула "бабушка феминизма".

Когда стало известно, что у де Бовуар были лесбийские связи, разразился скандал, ибо тогда эта тема была под запретом. Уважаемые профессора рвали книгу на клочки. Писатель Альбер Камю пришел в бешенство, он утверждал, что де Бовуар превратила французского мужчину в объект презрения и насмешек.

Католическую Францию всколыхнуло громогласное заявление Симоны о том, что она поддерживает право женщины на законные аборты.

После выхода книги на Симону де Бовуар посыпались приглашения читать лекции.

В 1954 году де Бовуар опубликовала еще одну книгу – "Мандарины", где раскрывала свою историю любовных отношений с Алгреном, который в романе выступал под именем Луиса Брогана. Алгрен был возмущен, поскольку его личная жизнь стала достоянием миллионов. Симона написала ему: "Роман не отражает историю наших отношений. Я пыталась извлечь из них квинтэссенцию, описав любовь женщины, похожей на меня, и мужчины, похожего на тебя". Де Бовуар была награждена премией Парижской Академии братьев Гонкур и на эти деньги купила первую в своей жизни маленькую квартиру в Париже, окна которой смотрели на кладбище Монпарнас.

Письма Симоны к Алгрену, опубликованные после ее смерти, открыли одну тайну: Симону преследовал панический страх перед тем, что ее любвь к нему может оказаться сильнее рассудка, и это приведет ее к физическому уничтожению. Сартр повез ее развеяться в Швецию, но и там Симону мучили страхи. "Я помню, что у меня на затылке был желтый глаз, который протыкала спица", - писала Симона. Они переписывались много лет, в последний раз они виделись в 1960-м году.

Отчаявшись, Алгрен второй раз женился на своей бывшей жене. Он никогда не простил де Бовуар. В своем последнем интервью, которое он дал в 1981 году, через год после смерти Сартра, Нельсон с горечью рассказывал о ее предательстве. "Да выставляйте уже на показ все!" – в гневе воскликнул он. И корреспонденту пришлось покинуть дом Альгрена. Наутро его нашли мертвым. Он скончался от сердечного приступа.

Клод и Симона

В 1952 году у Симоны начался роман с Клодом Ланцманом, который сегодня известен как автор книги "Катастрофа". Ланцман был корреспондентом в газете "Новые времена", которую редакторовали де Бовуар и Сартр.
Клоду было 27, ей – 44. Коммунист, революционер, ставивший себя выше других. Но к Симоне относился с почтением, он ни разу не обратился к ней на "ты". Его обаяние и нагловатость очаровали Симону. Она писала: "Его близость освободила меня от бремени моего возраста. Благодаря ему я вновь обрела способность радоваться, удивляться, пугаться, смеяться, воспринимать окружающий мир".

Ланцман был единственный, кто переехал к ней в квартиру, уничтожив остатки традиционного идеализма, внушенного ей в детстве. Их роман длился семь лет. Но интимные подробности их совместной жизни были растиражированы Симоной.

Разрыв

Де Бовуар и Сартр встречались ежедневно. Им обоим довелось увидеть, как их теория получает признание во всем мире. Сартру присудили Нобелевскую премию, но он демонстративно отказался от нее, заявив, что "комиссия занята распределением писателей по категориям".

Де Бовуар же вручили премию Иерусалима, которую она приняла.
В течение лет, прожитых без взаимных чувств, интимных отношений, без детей, Симоне оставалось утешать себя лишь интеллектуальной близостью. Но новая женщина вторглась в их жизнь - Арлетта Элькаим, юная еврейка из Алжира. Поначалу Симона не обеспокоилась. Элькаим показалась ей одной из случайных любовниц, бесконечной чередой проходивших в жизни Сартра. Но Жан-Поль стал избегать Симону. Раньше он ходил работать к ней домой, а теперь переметнулся к Арлетте. Он даже не давал де Бовуар читать свои новые работы под тем предлогом, что они еще были не готовы.

Две женщины ненавидели друг друга. Но Симона еще не осушила до дна горькую чашу. В 1965 году Сартр решил официально удочерить Элькаим, но предпочел не афишировать это. После долгих лет мучительной жизни де Бовуар видела, как у нее на глазах духовное наследие Сартра переходит к другой женщине. Тогда и де Бовуар удочерила одну из своих подруг, Сильви ле Бон, и завещала ей свои труды и деньги. Критики утверждали, что она пыталась подражать Сартру, другие намекали, что ле Бон была на самом деле любовницей Симоны.

Когда в 1970 году Сартр заболел, Симона была рядом с ним. Она самоотверженно ухаживала за ним, не прерывая своих интеллектуальных занятий. Ее рассказ о старости, написанный впоследствии, запечатлел те изменения, которые произошли в ее жизни. "Я пересекла много линий в моей жизни, казавшихся мне размытыми. Но линия, очерчивающая старость, жесткая, как металл. Тайный, далекий мир внезапно надвинулся на меня, и нет пути назад".

"Был покой, Жан-Поль"

Состояние Сартра все ухудшалось. У него начались приступы. Де Бовуар помогала ему, но последнее предательство Сартра уже притаилось за углом. Бени Леви, друг Элькаим, опубликовал серию бесед с Сартром, в которых философ отказывался от своего атеизма. Для Симоны это было уже слишком. Элькаим напечатала статью в "Либерасьон", в которой утверждала, что Симона угрожала собрать суд из учеников Сартра, где он подтвердит свое отречение. В конце концов Сартр опубликовал свои последние труды, вообще не советуясь с де Бовуар. Сартр скончался 15 апреля 1980 года.

В книге "Адье" Симона описала болезнь Сартра, его физическое и психическое состояние, агонию и конец. "Он протянул ко меня руки и сказал: "Симона, любовь моя, я так люблю тебя, мой Бобр". Это были последние слова Сартра. Симоне позволили остаться с ним до пяти утра. Она легла рядом с ним, прижалась к телу человека, который был главной любовью все ее жизни. Вернувшись с похорон домой, она напилась. Друзья нашли ее лежащей на ковре в беспамятстве. Ее отвезли в больницу, у нее оказалось сильное воспаление легких. Но Симона пришла в себя и продолжила писать. Ее книга "Адье" заканчивается словами: "Его смерть разлучила нас. Моя смерть нас не объединит".

Симона жила в своей квартирке с окнами, обращенными на кладбище Монпарнас, где теперь покоился Сартр. Со дня его смерти она больше не встречалась с публикой. Она не ходила в свои любимые рестораны, где их всегда поджидал особый столик..

Симона де Бовуар скончалась 14 апреля 1986 года в парижской больнице. Ровно через шесть лет после ухода Жан-Поля Сартра. Никто не заходил ее проведать в больницу, за гробом шли несколько человек. Сартр умер, Алгрен умер, Ланцман был в Лос-Анджелесе, работал над своей книгой о Холокосте. Врач больницы рассказывал, что ни один человек не позвонил, не поинтересовался ее состоянием. "Она была настолько всеми покинута, что мы даже стали сомневаться, на самом ли деле она – та самая знаменитая Симона де Бовуар". Великая интеллектуалка, посвятившая себя экзистенциализму, умерла в полном одиночестве.

После смерти Симоны де Бовуар ее дочь Сильви ле Бон издала ее письма в двух томах. Как выяснилось, де Бовуар не писала всю правду о своей жизни. Ее письма вызвали бурю возмущения. Ярая феминистка, ратовавшая за равенство мужчин и женщин, писала: "Я буду умницей, вымою посуду, подмету пол, куплю яйца и печенья, я не дотронусь до твоих волос, щек, плечей, если ты мне не позволишь". В другом письме она называла себя "послушной восточной супругой" и "любимым лягушонком". Алгрена называла "любимым крокодилом".

Неужели это писала де Бовуар? Феминистка, плюющая на мужчин?

Совместные труды Сартра и де Бовуар теперь воспринимались иначе. Он был объявлен шарлатаном, который развивал теорию, раздувавшую его "эго". Она для всех стала женщиной, которая терпела предательство всю жизнь. Всю свою жизнь Симона скрывала то, что других призывала обнажить. Великая проповедница феминизма 20 века оказалась скромной и тихой восточной супругой.

Симона де Бовуар (Simone de Beauvoir) (9 января 1908, Париж - 14 апреля 1986) - французская писательница, философ, идеолог феминистского движения. Подруга (оба они были против брака) и единомышленник Жан-Поля Сартра.

Биография.
Родилась 9 января 1908 в Париже, получила строгое буржуазное воспитание, что описано в ее книге «Воспоминания благовоспитанной девицы» (1958). Ее отец Жорж де Бовуар был адвокатом, сибаритом, неисправимым волокитой и убежденным атеистом. Фрэнсис, мать Симоны, — напротив, ревностная католичка. В конце Первой мировой войны семья де Бовуар обнищала. Отец, вложивший свой капитал в акции железных дорог России, был вынужден теперь работать на обувной фабрике. С беззаботной жизнью было покончено: прислугу уволили, а семья переехала в маленькую квартиру. Единственным утешением Симоны были книги. Ее успехи в игре на фортепиано и пении были более чем посредственными.

По математике у нее были низкие оценки из-за плохого почерка.
Изучала философию в Сорбонне, где познакомилась с вождем современного экзистенциализма Ж. П. Сартром. Сартр решил, что Симона будет принадлежать ему. «Она была красива, даже когда надевала свою уродливую шляпку. В ней удивляло сочетание мужского интеллекта и женской чувствительности». Де Бовуар потом вспоминала: «Я как будто встретила своего двойника. Когда мы расстались, я знала, что он останется в моей жизни навсегда».

До этого у Сартра уже было пять любовниц. Но свои отношения с де Бовуар он назвал «морганатическим браком», себя при этом относя к аристократам, а Симону – к простонародью. Однако, в действительности все было наоборот. Пара заключила соглашение о полной «прозрачности отношений»: не скрывать друг от друга свои любовные связи. В 1934 году Сартр встретил Ольгу Козакевич, русскую аристократку, которая стала его очередной постоянной любовницей.

У Симоны также был роман с Ольгой, которая, как оказалось, издевалась над ними обоими. Ольга настояла, чтобы они с Жан-Полем ехали в отпуск, оставив Симону в одиночестве. Когда они вернулись, Сартр отказался поведать Симоне, что же между ними произошло. Он сделал Ольге предложение, но их брак не состоялся, и Жан-Поль переключился на сестру Ольги – Ванду. Де Бовуар все знала, но молчала. Она не хотела потерять Сартра. «Он был первым мужчиной в моей жизни», — объясняла Симона своему любовнику Нельсону Алгрену.

Сделав вид, что ей безразличны любовные истории Жан-Поля, Симона вступала в связи со своими ученицами. С одной из них, Бьянкой Ламблен, ставшей впоследствии профессором философии, Симона поехала отдыхать в деревню, а потом передала ее Сартру, который, как выяснилось, оказался никудышним любовником.

В 1947 году Симона полетела в США. В качестве гида по городу у неё оказался Нельсон Алгрен, — писатель, автор книг о жизни обычных людей в США и жителей чикагских трущоб. Симоне было 39, Нельсону на год меньше. И они полюбили друг друга. На предложение Алгрена создать с ней семью Симона ответила отказом. Она была готова отказаться от всего, кроме Сартра. Любовная история Алгрена и де Бовуар длилась 14 лет, она писала ему страстные любовные письма, в то время как у нее был роман еще с одним мужчиной, но тем не менее Симона хранила преданность Сартру.

Когда стало известно, что у де Бовуар были лесбийские связи, разразился скандал, ибо тогда эта тема была под запретом. Уважаемые профессора рвали её книгу «Второй пол» на клочки. Писатель Альбер Камю пришел в бешенство, он утверждал, что де Бовуар превратила французского мужчину в объект презрения и насмешек. Католическую Францию также всколыхнуло заявление Симоны о том, что она поддерживает право женщины на законные аборты.

В 1952 году у Симоны начался роман с Клодом Ланцманом. Ланцман работал корреспондентом газеты «Новые времена», которую редакторовали де Бовуар и Сартр. Клоду было 27, Симоне – 44. Коммунист, революционер, ставивший себя выше других, к Симоне относился с почтением, он ни разу не обратился к ней на «ты». Его обаяние и нагловатость очаровали Симону. Она писала: «Его близость освободила меня от бремени моего возраста. Благодаря ему я вновь обрела способность радоваться, удивляться, пугаться, смеяться, воспринимать окружающий мир». Ланцман был единственный, кто переехал к ней в квартиру. Их роман длился семь лет.

В течение многих лет, прожитых с Сартром без взаимных чувств, интимных отношений, без детей, Симоне оставалось утешать себя лишь интеллектуальной близостью. Но их жизнь нарушила Арлетта Элькаим, юная еврейка из Алжира. Поначалу Симона не беспокоилась. Элькаим показалась ей всего одной из случайных любовниц Сартра. Но Жан-Поль стал избегать Симону. Раньше он ходил работать к ней домой, а теперь переметнулся к Арлетте. Он даже не давал де Бовуар читать свои новые работы под тем предлогом, что они еще были не готовы.

Две женщины возненавидели друг друга.В 1965 году Сартр решил официально удочерить Элькаим, но предпочел не афишировать это. Симона де Бовуар видела, как у нее на глазах духовное наследие Сартра переходит к другой женщине. Тогда и де Бовуар удочерила одну из своих подруг, Сильви ле Бон, и завещала ей свои труды и деньги.

Симона де Бовуар (Simone de Beauvoir)Однако, когда в 1970 году Сартр заболел, Симона была рядом с ним. Она самоотверженно ухаживала за ним, не прерывая своих интеллектуальных занятий. Ее рассказ о старости, написанный впоследствии, запечатлел те изменения, которые произошли в ее жизни. «Я пересекла много линий в моей жизни, казавшихся мне размытыми. Но линия, очерчивающая старость, жесткая, как металл. Тайный, далекий мир внезапно надвинулся на меня, и нет пути назад».

Сартр скончался 15 апреля 1980 года. В книге «Адье» Симона описала болезнь, физическое и психическое состояние, агонию и конец Сартра: «Он протянул ко меня руки и сказал: «Симона, любовь моя, я так люблю тебя, мой Бобр». Это были последние слова Сартра. Симоне позволили остаться с ним до пяти утра. Она легла рядом с ним, прижалась к телу человека, который был главной любовью все ее жизни. Вернувшись с похорон домой, она напилась. Друзья нашли ее лежащей на ковре в беспамятстве. Ее отвезли в больницу, у нее оказалось сильное воспаление легких. Но Симона пришла в себя и продолжила писать. Ее книга «Адье» заканчивается словами: «Его смерть разлучила нас. Моя смерть нас не объединит».

Со дня его смерти она больше не встречалась с публикой. Симона де Бовуар скончалась 14 апреля 1986 года в парижской больнице. Ровно через шесть лет после ухода Жан-Поля Сартра. Никто не заходил ее проведать в больницу, за гробом шли несколько человек. Сартр умер, Алгрен умер, Ланцман был в Лос-Анджелесе, работал над своей книгой о Холокосте. Врач больницы рассказывал, что ни один человек не поинтересовался ее состоянием. «Она была настолько всеми покинута, что мы даже стали сомневаться, на самом ли деле она – та самая знаменитая Симона де Бовуар»

Афоризмы

«У меня всегда была потребность говорить о себе… Первый вопрос, который у меня возникал всегда, был такой: что значит быть женщиной? Я думала, что тотчас на него отвечу. Но стоило внимательно взглянуть на эту проблему, и я поняла прежде всего, что этот мир сделан для мужчин…» - так писала о себе Симона де Бовуар, классик феминистской литературы.

Нагота начинается с лица, бесстыдство — со слов.
-Самый заурядный мужчина чувствует себя полубогом в сравнении с женщиной.
-Если вы проживете достаточно долго, вы увидите, что каждая победа оборачивается поражением.
-Женщина прощает все, зато часто напоминает о том, что простила.
-Если любовь достаточно сильна, ожидание становится счастьем.
-Женщиной не рождаются, ею становятся.

Детство и получение образования

Симона де Бовуар (полное имя Симона Люси Эрнестина Мария Бертран де Бовуар) родилась 9 января 1908 в Париже в комфортабельных апартаментах на бульваре Распай. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, ведущему происхождение от Гийома де Шампо , средневекового французского теолога , ритора и логика , учителя знаменитого Абеляра . Симона была старшей дочерью в семье Жоржа Бертрана де Бовуара, работавшего юристом-секретарём, и Франсуазы де Бовуар, урождённой Брассо, набожной католичкой , которая была дочерью богатого банкира из Вердена . Через два года после рождения Симоны в семье появилась вторая дочка - Элен (англ. Hélène de Beauvoir ).

В пять с половиной лет родители отдали Симону в школу Кур Дезир (Cours Desir), в которой под наставничеством монахинь готовили к добродетельной жизни девочек из благородных семей. Родители, в первую очередь мать, желали видеть Симону в будущем добропорядочной женой какого-нибудь буржуа , а, возможно, и принца . Её мечтам не дано было осуществиться, что было ещё более разочаровывающим с учётом произошедшего разорения семьи по вине главы семейства: Бертран де Бовуар вложился в займы царского правительства под высокий доход, обещанный Николаем Вторым , однако революция 1917 года похоронила мечты о доходах, как и непосредственно сами вложения. Строгое буржуазное воспитание, полученное от матери, описано в книге Симоны «Воспоминания благовоспитанной девицы» (Mémoires d’une jeune fille rangée, 1958).

Разорение семейства, печальное по сути, вместе с тем явилось для Симоны вполне реальным подтверждением той особой судьбы, которую она представляла себе в детстве. Усердно предаваясь молитвам, девочка «играла» в великомученницу, полагая, что жизнь её навсегда отдана Богу. Однако прилежное обучение в школе, где она ходила в лучших ученицах, не могло исправить бедственного положения семьи, которая вынуждена была сменить престижное жильё над богемным рестораном «Ротонда» (англ. La Rotonde ) на тесную квартиру в тёмном доме без лифта на улице Рен, а молитвы не вносили мира в отношения матери и отца, потерявших уверенность в будущем дне.

Отец был счастлив увидеть в Симоне «мужской» ум, что скрашивало его давнее огорчение от того, что родилась девочка, а не мальчик. И Бертран, и Франсуаза увещевали, что теперь только образование поможет Симоне выбраться из того бедственного положения, в котором оказалась семья. Суровая реальность оставляла меньше времени и желания на мистические откровения, а трезвый рассудок Симоны требовал «трезвых» ответов на возникающие вопросы. Попытки дождаться ответа от бога сменяются разочарованием, бог не являет себя Симоне ни в знаках ни в откровениях. К подростковому возрасту в девочке проявилась ещё одна характерная особенность: наряду с отменным интеллектом у неё становится весьма заметна способность принимать бескомпромиссные не допускающие двузначности решения. И поскольку ответов от бога не поступило, Симона меняет курс и определяет, что впредь ответы она будет искать с помощью разума. Шаг от великомученницы к воинствующей атеистке отнюдь не выглядел прыжком из огня в полымя, по меркам Симоны это был действительно только шаг, обоснованный и понятный.

В 1925 году Симона оканчивает школу и сдаёт экзамены по математике и философии в бакалавриат . Она начинает углублённо изучать математику в католическом институте, литературу и язык в институте Сен-Мари. Через год она получает диплом Парижского университета по общей математике, литературе и латинскому языку . Ещё через год, в 1927 году, она получает диплом по философии. На учительской практике она знакомится с Морисом Мерло-Понти и Клодом Леви-Строссом , с которыми работает в одной школе. Весной 1928 года она получает степень бакалавра искусств . На факультете искусств встречается с Жаном-Полем Сартром , Полем Низаном , Рене Маю (англ. René Maheu ). Начинает готовиться к конкурсу (англ. Agrégation ) по философии - экзамену, в ходе которого составляется национальный рейтинг студентов, - для чего, в частности, посещает занятия в Высшей нормальной школе . Первое место на экзамене получает Жан-Поль Сартр, второе - Симона, и в свой двадцать один год, она самая молодая из всех, у кого когда-либо получалось сдать этот экзамен.

Знакомство с Сартром перерастает в отношения, которые будут длиться всю жизнь до самой её смерти.



После окончания высшей школы

После окончания учёбы де Бовуар и Сартр должны были решить, остаются ли они вместе. Однако мужем и женой они так и не стали. Вместо этого они заключают между собой договор, согласно которому они становятся партнёрами, храня друг другу интеллектуальную верность, при этом не считая изменой любовные связи на стороне.

В 1929-1931 годах Сартр проходит службу в армии. После службы его направляют на работу в Гавр , Симона же в 1931 году уезжает работать преподавательницей в Марсель . Они решили продлить свой договор и по-прежнему не хотели связывать друг друга обязательствами, при этом продолжая близкое общение. В 1932 году Симона переезжает в Руан преподавать в лицее Корнеля (англ. Lycée Pierre-Corneille ), где работает до 1937 года, после чего преподаёт в Париже в лицее Мольера (англ. Lycée Molière ). Она постоянно видится с Сартром, и оба ведут в это время безмятежную жизнь, полную интеллектуальных игр, флирта и любовных приключений.

Происходит знакомство с девятнадцатилетней Ольгой Казакевич, которая была студенткой Симоны в Руане. Ольга флиртует как с Сартром, так и с Симоной. Пара, захваченная идеей свободы, решает создать «трио». Один из отпусков, нарушая традицию, Сартр проводит полностью с Ольгой, оставив де Бовуар в Париже. Несмотря на отчаянные попытки Сартра, Ольга так и не стала его любовницей, но у него получилось соблазнить её сестру, Ванду. Симона также не слишком ограничивала себя в приключениях. Бьянка Ламблин, её ученица в то время, позднее признавалась в сексуальной связи с учительницей. Другим увлечением была ученица Натали Сорокина, которую Симона затем познакомила с Сартром. Клубок связей дополнял Жак-Лоран Бост, уже ученик Сартра. Женившись на Ольге Казакевич, он в то же время стал и любовником Симоны и долгие годы поддерживал с ней интенсивную переписку.

За игрой Симона и Сартр пытались скрыться от реальности, точнее сказать, делали всё возможное, чтобы поверить самим себе: скучная, жестокая, пронизанная моральными ограничениями, страшная, - реальность не имеет над ними силы. Они делают всё возможное, чтобы игрой поддержать тот идеальный образ, что привлекал их обоих: союз свободных творческих личностей, не привязанных ни к социальным классам, живущим вне времени, цель которых - полнота жизни. Погружённые в мир литературы и философии, они придерживаются крайних революционных идей, при этом находясь на другом полюсе от реального участия в политической жизни.

Однако реальность рушила идеалистические замыслы де Бовуар и Сартра. Предвоенная политическая жизнь в Европе являла не абстрактные революции, а вполне реальный расцвет нацизма в Германии и фашизма в Италии. Да и в личной жизни попытки поддерживать безмятежность далеко не всегда оказывались успешными. Осознание, что по большому счёту Сартр ничем к ней не привязан и интеллектуальное родство не обеспечивает прочности отношений, пугает Симону. Страх потерять самого близкого человека не покидает её, хотя она всегда стремилась его не обнаруживать.

Во время войны

В 1939 году она делает попытку напечатать свою первую книгу - сборник рассказов «Главенство духа» (издан в 1979 году под названием «Когда главенствует дух» Quand prime le spirituel ). Однако рукопись отвергнута издательством, которая нашла показанную Бовуар картину нравов неубедительной. В этом же году Сартра с началом Странной войны забирают в армию, и в июне 1940 года он попадает в плен, где проводит девять месяцев и отпускается по причине слабого здоровья.

После возвращения Сартра в Париж, Симона вместе с ним принимает участие в организации подпольной группы «Социализм и свобода», в которой также участвовали Морис Мерло-Понти , Жан-Туссен Десанти, Жан Канапа другие. Однако группа скоро расформировывается, и Сартр решает бороться с оккупацией с помощью писательства.

В 1943 году Бовуар отстраняют от преподавательской деятельности, поводом для чего послужило заявление матери Натали Сорокиной, обвиняющей Симону в растлении своей дочери. Отстранение было снято после войны. В 1943 году Бовуар публикует свой первый роман - «Гостья» (L’Invitée), который проводит идеи экзистенциализма. Эта тематика (свобода, ответственность, межличностные отношения) присутствует и в последующих её работах . Работу над «Гостьей» Бовуар начала ещё в 1938 году, книга была закончена летом 1941-го. Однако в романе не нашли отражения бурные события политической жизни того периода. Симона погружена в свои «мечты шизофренички», и темой книги становится история запутанных любовных отношений, прообразом которых стали отношения Симоны, Жана-Поля и сестёр Казакевич. Создавая роман, Бовуар пытается преодолеть собственную ревность к Ольге, которая мучила её, пытается осознать, что такое любовь и общение. Писательница делает попытку уйти от традиционной женской покорности и создать персонаж, способный свободно проявлять свои чувства, не взирая на социальные ограничения. Однако в полной мере осуществить этот замысел не удаётся, свобода получается возможной лишь в грёзах самообмана, а женщина оказывается не в силах удержать собственнические инстинкты по отношению к любимому мужчине.

В 1944 году Жан Гренье знакомит Симону с понятием экзистенциализма . Она соглашается написать эссе для готовящегося сборника, отражающего современные идеологические направления, и к 1944 году пишет «Пирра и Цинеаса» («Pyrrhus et Cinéas»). В нём Бовуар «приходит к заключению, что всякое действие чревато риском и угрозой поражения. Долг человека перед собой в том, чтобы соглашаться на риск, но отвергать даже мысль о грядущем поражении».

В годы войны Симона пишет роман о Сопротивлении «Кровь других» («Le Sang des autres»). Признанный в Америке «учебником экзистенциализма» книга представляет из себя позицию Бовуар по вопросам ответственности человека за свои поступки.

«У меня всегда была потребность говорить о себе… Первый вопрос, который у меня возникал всегда, был такой: что значит быть женщиной? Я думала, что тотчас на него отвечу. Но стоило внимательно взглянуть на эту проблему, и я поняла прежде всего, что этот мир сделан для мужчин…» - так писала о себе Симона де Бовуар, классик феминистской литературы.

«Прелестные картинки» (1966)

«Прелестные картинки» (1966) - это исповедь писательницы. Героиня повести - молодая женщина. Работа в рекламном агентстве приучила ее представлять жизнь как серию картинок из глянцевых журналов: благоустроенный дом, воспитанные дети, муж - модный архитектор, любовник - все как в рекламе. Но что таится за этими благополучными клише? Есть ли здесь место живым чувствам?

Книги на русском языке

  • Симона де Бовуар. Мандарины = Les Mandarins / Пер. с фр. Н. А. Световидовой, статья, примеч. Н. И. Полторацкой. - М .: Ладомир, 2005. - 618 с. - (Литературные памятники). - 2000 экз. - ISBN 5-86218-452-X
  • Симона де Бовуар. Воспоминания благовоспитанной девицы = Memoires d"une jeune fille rangee / Пер. с фр. М. Аннинской, Е. Леоновой. - М .: Согласие, 2004. - 496 с. - 5000 экз. - ISBN 5-86884-123-9
  • Симона де Бовуар. Сила обстоятельств = Le force des choses / Пер. с фр. Н. Световидовой. - М .: Флюид, 2008. - 496 с. - (Роман с жизнью). - 2000 экз. - ISBN 978-5-98358-110-4
  • Симона де Бовуар Очень легкая смерть / Предисл. Л. Токарева. М.: Республика, 1992.
    • Прелестные картинки / Пер. с фр. Л. Зониной
    • Очень легкая смерть / Пер. с фр. Н. Столяровой
    • Сломленная / Пер. с фр. Б. Арзуманян
    • Нужно ли сжечь маркиза де Сада? Эссе / Пер. с англ. Н. Кротовской и И. Москвиной-Тархановой
  • Симона де Бовуар Трансатлантический роман. Письма к Нельсону Ольгрену 1947-1964. / Пер. с фр. И. Мягковой при участии А. Зверева, предисл. С. Ле Бон де Бовуар. М.: Искусство, 2003.

Примечания

Литература

  • Полторацкая Н. И. Симона де Бовуар и Россия (по книгам воспоминаний писательницы)// Наваждения: к истории «русской идеи» во французской литературе XX в.: материалы российско-французского коллоквиума (С.-Петерб., 2-3 июля 2001 г.)/ отв. ред. С. Л. Фокин. М.: Наука, 2005. С.114-127.
  • Долгов К. М. О встрече с Жан-Поль Сартром и Симоной де Бовуар // Вопросы философии.2007. № 2. С. 151-160.
  • Appignanesi, Lisa, 2005, Simone de Beauvoir, London: Haus, ISBN 1-904950-09-4
  • Bair, Deirdre, 1990. Simone de Beauvoir: A Biography. New York: Summit Books, ISBN 0-671-60681-6
  • Rowley, Hazel, 2005. Tête-a-Tête: Simone de Beauvoir and Jean-Paul Sartre. New York: HarperCollins.
  • Suzanne Lilar, 1969. Le Malentendu du Deuxième Sexe (with collaboration of Prof. Dreyfus). Paris, University Presses of France (Presses Universitaires de France).
  • Fraser, M., 1999. Identity Without Selfhood: Simone de Beauvoir and Bisexuality, Cambridge and New York: Cambridge University Press.

Сегодня в России, когда женщина все глубже ощущает собственное "я", совсем не увлекаясь проблемами феминизма, а просто касаясь вопросов более существенных и глобальных, чем надоевшие ей сферы быта и секса, она поневоле сталкивается с тем, что прочувствовала и пронесла через свою жизнь Симона де Бовуар. "Идеи приходят в мир вместе с людьми", немало людей хотело бы шагнуть в вечность, но чаще всего люди принадлежат только своему времени. Симона де Бовуар будет дорога последующим поколениям тем, что искала, хотя и не нашла устойчивого соотношения между женским сословием и миросозерцанием интеллигента.


Книга Симоны де Бовуар "Второй пол", написанная уже полвека назад, хотя и растворяется во множестве новых, связанных со вторым тысячелетием проблем, однако в некоторых отношениях не перестает быть актуальной, так как дает женщине точное о себе представление, как биологической, исторической и религиозной особи. Что бы сегодня ни говорили о де Бовуар, как бы ни "умывали" ее в прессе и проповедях, она смотрела реальности в глаза и примером собственной жизни доказала вероятие нового характера взаимоотношений между мужчинами и женщинами.

Написанная в конце сороковых годов книга "Второй пол" не перестала быть значимой и сегодня, несмотря на женские бунты тридцатых годов, выдвижение знатных колхозниц, героизацию отдельных личностей советского периода (участниц войны, космонавтов и членов правительств). Отдельные случаи не есть правило. Появление в 60-х годах некоторых художественных произведений фантастического характера на темы об амазонках наших дней, написанных в основном мужчинами, одним только характером заметного испуга их авторов перед наступлением женского сословия подтверждают правильность этих суждений.

Теперь припомним судьбу самой писательницы. Гражданская супруга известного французского философа-экзистенциалиста, Симона де Бовуар родилась в благополучной и отнюдь не бедной семье адвоката и ревностной католички. Ее детство, как потом она признавалась, было счастливым и безоблачным. Окончив философский факультет и написав работу "на чин", Симона де Бовуар преподает философию в Марселе все тридцатые годы. В начале сороковых годов у нее начинается роман с преподавателем философии Жаном-Полем Сартром, ставшим для нее другом на всю жизнь. Как литератор, она принимает участие вместе с ним в движении Сопротивления. Их участие в этих событиях неоднозначно, и некоторыми сверстниками оспаривается до сих пор, поскольку они не перенесли тех лишений, которые выпали на долю тех, кто сражался в Сопротивлении с оружием в руках. Но у Симоны де Бовуар навсегда остался комплекс вины из-за того, что она не знала чувства голода, не мерзла и не испытывала жажды. В моральном плане отсутствие такого опыта угнетало ее значительно больше, чем сознательный отказ иметь детей. В конце концов детей ей заменили многочисленные книги, где она пыталась разобраться в себе и в том, напр

имер, что такое дети как форма продолжения человеческого рода. "У меня всегда была потребность говорить о себе... Первый вопрос, который у меня возникал всегда, был такой: что значит быть женщиной?" Я думала, что я тотчас на него отвечу. Но стоило внимательно взглянуть на эту проблему, и поняла прежде всего, что этот мир сделан для мужчин; мое детство заполонили легенды и мифы, сложенные мужчинами, однако я на них реагировала совсем не так, как мальчики и юноши. Я была так ими взволнована, что забывала слушать собственный голос, собственную исповедь...".

Симона де Бовуар много пишет, но, берясь за перо, всегда стремится создать только значительное, программное произведение, будь то роман, эссе или автобиографическая повесть. Она размышляет о том, что в отличие от многих живых существ только человек осознает, что его жизнь конечна, что он смертен. И на протяжении этой короткой жизни людям недоступна полная свобода, они всегда сталкиваются с проблемой ответственности в общении "с другими". И самые большие трудности возникают при общении между полами. Симона де Бовуар видит возможность согласия между ними не в сфере секса и ориентации на привилегированный статус мужчины, а в совместном поиске смысла жизни.

В конце XX века стали вспоминать книги де Бовуар, посвященные "третьему возрасту", где она сумела передать великолепие жизни, тревогу и тоску зрелых лет, скандальное столкновение собственного сознания с процессом умирания, ухода в небытие.

Вспомнили и книги, в которых она рассказывает о своих "римских каникулах" с Сартром, о темах их бесед и разговоров, о том, что их волновало на протяжении жизни, о фантастическом успехе Сартра, о его влиянии на молодежь и умы современников.

У самой Симоны де Бовуар не было честолюбия ее супруга, но она, безусловно, грелась в лучах его славы, скажем с французским оттенком - "реноме", пока не заработала свою собственную славу своим отчетливо выраженным "феминизмом". Философские сочинения Симоны де Бовуар отмечают взвешенная объективность, проницательность, кругозор, хороший слог, просветительское начало, но в обществе она нравилась далеко не всем, ее ругали и марксисты, и католики. Они считали, что ее "чисто женский" бунт был не обоснованием необходимости эмансипации, а свидетельством необузданной гордыни и изде

ганной души. Спокойное гармоническое состояние Симоны де Бовуар не раз, как она признавалась, на протяжении жизни разрушалось, и писательница подвергала свою судьбу безжалостному анализу и в художественных произведениях и в научных исследованиях.

"Моя героиня - это я" - цитирует она Марию Башкирцеву. И действительно большинство ее романов автобиографичны. Так, например, в своем первом романе "Гостья" о жизни пары, слаженную гармонию которой разрушает вторгшееся в их жизнь юное существо, она описывает свои отношения с Жаном Полем Сартром. Не секрет, что великого философа постоянно окружали юные поклонницы.

Для нее творчество писателя - еще и способ самопознания: "Мужчина действует и таким образом познает себя. Женщина же, живя взаперти и занимаясь трудом, не имеющим весомых результатов, не может определить ни свое место в мире, ни свои силы. Она приписывает себе высшее значение именно потому, что ей недоступен никакой важный объект деятельности...

Желание жить женской жизнью, иметь мужа, дом, детей, испытать чары любви не всегда легко примирить со стремлением добиться намеченной цели".

Удалось ли ей самой это примирение? Скорее всего, нет. Но она сознательно выбрала свой путь. И всей своей жизнью пыталась доказать, что между мужчиной и женщиной возможны прочные отношения, не обусловленные их биологической сущностью. Именно поэтому отказалась иметь детей. Именно поэтому всегда была рядом с Сартром даже тогда, когда их взаимная страсть угасла и у каждого из них была своя личная жизнь. Об их удивительном гражданском союзе ходили легенды. Считалось, что никто из них не хочет большего. Каждое публичное появление известного философа ожидалось журналистами, всегда знающими больше, чем другие, как сенсация: с кем сегодня он появится? Но Сартр настойчиво демонстрировал свою верность Симоне де Бовуар.

Была ли она красива? Пожалуй, нет. Если так можно сказать о француженке. А она была настоящей француженкой. Любила красивую и модную одежду и обладала отличным вкусом. На фотографиях периода романтических отношений с Сартром на нас смотрит уверенная в себе, очаровательная женщина. Но позже ей пришлось выслушать столько гадостей и обвинений в свой адрес, что, говорят, у нее появился комплекс некрасивой женщины. Самостоятельность ее мышления и яркие публ

кации в защиту женской эмансипации способствовали созданию образа чуждой земным радостям феминистки. Симона не опровергала эти обвинения.

Но вот через десять лет после ее смерти в 1997 году вышла книга "Трансатлантическая любовь" - собрание писем Симоны де Бовуар к американскому писателю Нельсону Алгрену, в которых мы видим другую, неофициальную, не "бойцовскую" сторону жизни писательницы. Она написала любимому мужчине сотни посланий - свидетельств ее страстной и ревнивой человеческой любви. Ради встречи с любимым эта, отнюдь не небожительница, летала через океан на довольно хилых в пятидесятые годы "стальных птицах", открывала для себя поначалу никак не манившие ее города вроде Чикаго и Лос-Анджелеса, читала не нравившуюся ей издалека литературу, заводила ненужные ей знакомства. Часто она не могла заснуть, не написав Нельсону очередного письма, не произнеся хотя бы письменно только ему слова любви. В отличие от всех ее книг, изданных ранее, "Трансатлантическая любовь" раскрывает нам писательницу как совершенно земную женщину, мечтающую о семье, о встречающем ее на пороге дома любимом, дарящем ей самые обычные тепло и уют. "...Я даже сплю, ожидая тебя, - пишет она. - Мое сердце полно неутоленных желаний, которые мне радостны, поскольку, кажется, они взаимны. Спокойной ночи, мой дорогой, как нежно сегодня вечером я тебя люблю". Письма, подобные этому, Симона де Бовуар писала ежедневно с 1947 по 1964 год. В письмах они часто обращались друг к другу: "мой муж", "моя жена". Однако ей не суждено было выйти замуж за Нельсона, как они об этом мечтали. Причину нужно искать в очень устойчивой легенде о Сартре и де Бовуар, в глубокой связи писательницы с Францией и в личной жизни самого Нельсона. Атлантический океан крепко соединял, но и серьезно разделял двух художников, творцов собственной жизни, своей биографии. Не все еще нам известно. Ведь правда часто не соответствует легендам. Должно пройти не одно десятилетие...

Сартр и де Бовуар похоронены в совместной могиле на кладбище Монпарнас. Писательские могилы сейчас менее посещаемы, чем могилы шансонье и поп-музыкантов. Однако и на них французы кладут знаки любви и признательности - цветы и камни. На могиле Сартра и де Бовуар лежат красные гвоздики и камушки, похожие на гальку, подобранную на морском берегу.